Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Воспитатель старшей группы №2: Образ Г.Н.

Трудно найти человека, который не придавал бы значения собственной памяти и не интересовался возможностями ее улучшения.

Память является одним из основных свойств личности. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Память – одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей. Предметы и явления окружающего мира, которые мы воспринимаем, не исчезают из нашего сознания бесследно. Их образы мы можем мысленно воспроизводить в то время, когда самих предметов перед нами нет.

Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего.

Любая деятельность, которая будет осваиваться ребенком: социально – коммуникативная, познавательная, художественно – эстетическая, речевая, физическая основана на том, что образ воспринимаемого сохраняется в памяти. Развитие памяти обусловлено тем, что на разных этапах жизни ребенка изменяются его цели и характер, взаимодействие с окружающей действительностью. В. А. Сухомлинский писал: «Дети удивительно быстро и остро воспринимают яркие, трепещущие игрой красок, оттенков и звуков образы, глубоко хранят их в памяти». Большую роль в памяти ребенка играют слуховые и зрительные впечатления. Память с самого начала развивается как осмысленная деятельность. Воспитание памяти предполагает развитие мыслительной деятельности детей. Научить детей думать – это значит научить их анализировать, т.е выделять в предметах определенные свойства и признаки: сравнивать предметы и явления между собой, находя в них сходство и различия; осуществлять обобщение, объединяя различные объекты по каким либо общим признакам; классифицировать, т. е группировать предметы и явления на обосновании произведенного обобщения и т.д. работая с детьми большое внимание, уделяю дидактическим играм, способствующим развитию слуховой и зрительной памяти. Дети не ставят в игре, каких то иных целей, чем цель играть. Но было бы не правильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство развития всех мыслительных процессов, и как средство восприятия различных сторон личности.

Руководя игрой, стараюсь воспитывать активное стремление детей что - то узнавать, искать, проявлять усилие и находить, запоминать и воспроизводить. Так, проводя дидактическую игру «Что изменилось», дети не только развивают зрительную память, но и развивают речь, учатся правильно использовать порядковый счет, заставляют интенсивно работать мысль, вспоминают, как игрушки стояли в начале игры. В игре «Рисуем узоры по памяти» дети не только тренируют зрительную память, но и учатся ориентироваться на листе бумаги. Играя в игру «Запомни», у ребенка развивается слуховая память. Ребенок учиться выделять и принимать цель запомнить, вспомнить. Очень дети любят играть в игру «Запоминаем вместе». Цель этой игры: развивать слуховое внимание, употреблять в речи только математические термины.

Усиленное формирование памяти происходит в том случае, если процесс обучения детей строиться на принципах вариативности содержания системы дидактических игр и каждой игры в отдельности; учета индивидуально – психологических особенностей строения головного мозга; учета уровня сформированности обобщающей функции памяти.

Развитию памяти способствуют игры: «Какой игрушки не хватает?», «Где спрятана игрушка?», «Запомни слова», «Какое слово лишнее», «Муха», «Внимание» и много других. Эти игры стимулируют развитие у детей различных технических процессов.

Занимаясь с ребенком по 20 минут ежедневно можно развить память у ребенка, подготовить его к школе, а, следовательно, обеспечить более успешное обучение в дальнейшем.

 

Комментарии: 0