Поучительная история о ценности геркулесовой каши

Воспитатель высшей категории Тумашева М.П.

 

Жил-был мальчик, который не любил геркулесовую кашу. Его уговаривали съесть ложку за маму, за папу, за бабушку. Даже ложку за тётю Надю. Но всех родственников хватало только на полтарелки каши, и ни ложкой больше.

И вот однажды папа этого мальчика сказал:

-А знаешь, почему эта каша называется «геркулесовая»? Не знаешь. Так я тебе сейчас расскажу. Слушай.

Это случилось много лет тому назад в стране Греция. Конечно, кое-что в этой истории потом придумали люди, но и правда, я думаю, в ней тоже есть.

Так вот, значит, в Греции родились два мальчика. Одного назвали Эври-сфеем, другого – Гераклом. Эврисфей родился царём, а Геракл – просто маль-чиком. Бог Зевс решил так: пусть Геракл вырастет богатырём и будет служить у Эврисфея, пока не совершит десять великих подвигов. А совершит – станет свободным человеком и сможет уйти от царя. Так решил Зевс. 

Оставалось только Гераклу вырасти богатырём. А для этого мама Геракла знала один веерный способ. Она стала кормить Геракла овсяной кашей, которую он поначалу тоже не очень любил. Зато рос не по дням, а по часам, а когда вырос, то своей силой и подвигами прославился на всю Грецию, даже на весь мир. И каша тоже прославилась. Только в других странах люди называли Геракла Геркулесом, поэтому и кашу назвали геркулесовой.

Больше всех эту кашу ненавидел Эврисфей. Это из-за неё Геракл стал таким сильным. А Геракла Эврисфей боялся. И он его послал на верную смерть: победить Немейского льва.

Утром Эврисфей вызвал к себе Геракла и говорит:

-Собирайся, Геракл, на охоту. Надо Немейского льва победить. И так он это говорит, будто самое что ни на есть пустячное поручение даёт. А дело-то в том, что Немейский лев не простой был лев, а волшебный. Чудовище. Никто его победить не мог. Жил он в горах, недалеко от города Немеи, и пожирал всё, что встречалось на его пути. Вот кого надо было победить Гераклу!

Но Геракл говорит Эврисфею:

-Надо так надо. Через тридцать дней принесу тебе всё, что от Немейского льва останется. А царь Эврисфей думает про себя: «Как же! Через тридцать дней от тебя самого ничего не останется».

Геракл тем временем собрался и пошёл совершать свой первый подвиг. Взял с собой лук и стрелы, меч и щит. Но по дороге он узнал, что шкура льва будто каменная, ни стрелой, ни мечом её не пробьёшь. Тогда он вырвал из земли столетний дуб, сделал из него палицу и пошёл в горы искать Немейского льва.

Много дней Геракл не мог его найти. Наконец увидел следы. Сперва он даже не понял, что это следы, потому что каждый след был размером с боль-шой таз. А когда всё-таки понял, то пошёл по ним и через неделю пришёл к пещере, откуда раздавался такой рёв, что с гор сыпались камни.

Геракл остановился, чтобы собраться с силами перед боем. И вдруг слы-шит – рёв начал стихать, а потом и вовсе прекратился. Что такое? Может быть, лев притаился и решил первым напасть на Геракла? Ну уж нет! И Геракл смело вошёл в тёмную пещеру. А когда глаза привыкли к темноте, то он глазам не поверил. Потому что льва-то в пещере не было!

«Куда же он мог деться?» - подумал Геракл и стал осматривать пещеру. И в самом дальнем конце нашёл второй выход, через который лев и ушёл.

Вот тут пригодились камни, которые сыпались с гор. Геракл завалил ими второй выход, а сам спрятался у входа в пещеру и стал ждать льва.

Лев вернулся к вечеру. Это был лев размером со слона. Он вошёл в пе-щеру, а за ним туда вошёл Геракл. Вошёл и загородил собой вход. Немейскому льву это, конечно, не понравилось. Он зарычал и прыгнул, но неожиданно получил такой удар палицей по лбу, что каменный лоб не выдержал и треснул. А сам лев упал без памяти на пол. Тут Геракл обхватил его здоровенную шею руками и давил до тех пор, пока лев не задохнулся.

Вот так Геракл победил Немейского льва. Из львиной шкуры он сделал себе плащ, а из львиной головы – шлем, и теперь ни одна стрела, ни одно ко-пьё не были страшны Гераклу.

Ровно через тридцать дней в плаще и шлеме Геракл вернулся к Эври-сфею. Эврисфей так перепугался, увидев Геракла, что запретил ему даже подходить ко дворцу. А себе всё равно велел вырыть специальный погреб, куда он прятался, как только узнавал о приближении Геракла. А приказы свои передавал из погреба через глашатая Копрея. Что поделать, всё-таки Эврисфей был трусливым царём.

 

Так что, милые дети, кушайте овсяную геркулесовую кашу и набирайтесь сил, как Геркулес. Будьте здоровы!


Как объяснить дошкольнику, что такое «добро» и «зло»

Воспитатель высшей категории Тумашева М.П.

Категории «добро» и «зло», являясь культурными символами, включают в себя разнообразные нравственные понятия и определяют основу нравственного сознания. Дети на основе знакомства с нормами и правилами поведения способны воспринимать и осваивать разнообразные моральные понятия, составляющие фундамент для усвоения в дальнейшем универсальных «стержневых» понятий «добра» и «зла». Усвоение понятий «добро» и «зло» происходит на основе их противопоставления, так как невозможно осознать, что есть первое, не осознав, что ему противостоит второе, и наоборот. Категории «добро» и «зло» состоят из 12 противоположных понятий: человеколюбие – человеконенавистничество; бережливость – расточительность; вежливость – грубость; взаимопомощь – себялюбие; прямодушие – хитрость; скромность – зазнайство; скупость – щедрость; смелость – трусость; смирение – строптивость; сострадание – бездушие, черствость; справедливость – несправедливость; честность – лживость. Люди могут быть щедрыми, а могут быть расточительными. И те и другие легко и радостно делятся с людьми тем, что сами имеют: деньгами, вещами, знаниями и т.д. Но щедрость отличается от расточительности. Щедрым называют того, кто помогает нуждающимся, заботится о неимущих, о тех, кому необходимо оказать материальную помощь, доставить радость своей заботой и вниманием. Щедрый человек помогает им, не рассчитывая на благодарность, не желая показного восхищения окружающих. А расточительным называют человека, который безрассудно растрачивает материальные и духовные ценности, не заботясь о последствиях, иногда даже в ущерб самому себе. Такое поведение окружающими людьми осуждается. Формированию нравственно-ценного словаря дошкольников способствует работа над сказками.

 

Сказка о щедрости и жадности.

 

Хорошо живется белкам в лесу летом. Так много вокруг разных грибов, ягод, орехов, которые можно есть самому, и угощать других зверят и собирать на зиму про запас.

Бельчонок Пушистик набрал полное дупло разных вкусностей. Чего в нем  только не было! И лесные орешки, и желуди, и семена, и разные сушеные ягоды. Пушистик ел их сам, а порой и приглашал в гости белочку по имени Кисточка с её бельчатами, чтобы угостить их. Кисточка с её бельчатами была очень благодарна щедрому Пушистику – ведь она сама не могла собрать в свое дупло столько разной еды, так как нянчила маленьких бельчат и редко выбиралась из своего жилища. Когда наступила холодная и суровая зима, Пушистик охотно делился своими запасами с синицами и снегирями, которым так трудно найти корм под снегом. Птицы прилетали к дуплу бельчонка каждое утро, клевали семена и ягоды, а потом веселым свистом благодарили своего друга.

По соседству с Пушистиком жил зверь-бурундук по прозвищу Сундук. Этот бурундук Сундук только и делал всё лето, что тащил в своё жилише орехи и складывал их про запас. Он никогда никого не угощал, ничем не делился ни с кем. Звери его не любили, в гости к нему не ходили и называли жадиной. Сундук-бурундук всю долгую зиму сидел в дупле один. И хотя у него было много еды, одному без друзей, ему было очень скучно коротать длинные темные вечера.

Однажды в домик бурундука постучалась птичка-клест по прозвищу Хохолок. Хохолок очень проголодался, так как елки после снегопада покрылись ледяной коркой, и до шишек ему было никак не добраться. Хохолок совсем ослабел от голода и решил попросить немного еды у Сундука. Но жадный Сундук высунул из дупла толстые щёки и сказал: «Пошёл прочь, попрошайка! Ничего тебе не дам! Самому мало!»

Эти слова услышал Пушистик и крикнул: «Лети ко мне, Хохолок! Я с тобой поделюсь! Никто не должен голодать!» Хохолок обрадовался, склевал угощение и повеселел. В благодарность он  спел Пушистику веселую песенку о том, что совсем скоро наступит весна. Так подружились Хохолок с Пушистиком.

 

Сказка о бережливости и скупости.

 

У каждого из двух светлячков, живущих в дремучем темном лесу, было по два хрустальных фонарика с разноцветными стеклами. Светлячок Ойля зажигал свои фонарики каждый вечер, чтобы освещать дорогу всем жителям леса. Он берег свои фонарики – часто протирал тряпочкой хрупкие цветные стеклышки, чтобы фонарики ярче светили темной ночью. Днем он аккуратно убирал их в коробку, чтобы не разбились. Когда к Ойле кто-нибудь приходил, чтобы попросить фонарик для освещения темных тропинок. То Ойля всегда с радостью откликался на просьбу и давал свои фонарики.

А светлячок Охля был скупой. Он никому не позволял брать свои фонарики. Он так их берег, что даже сам никогда ими не пользовался и не доставал их из коробки. Фонарики лежали в ней без дела и даже запылились так, что перестали блестеть их хрустальные цветные стеклышки.

Однажды темным вечером Охля возвращался от Ойли, у которого был в гостях на дне рождения. Он не заметил в темноте пенек, споткнулся. Подвернул  лапку и упал. Охля закричал, стал звать на помощь. Сбежались звери и стали помогать Охле подняться и добраться до дома. А ведь в это время в коробке под кроватью у Охли лежали прекрасные фонарики. Которые могли бы помочь быстро и легко добраться домой в темноте.

 

Сказка о бережливости и экономности.

 

Все знают полосатого кота Матроскина. Он умный, бережливый. Пес Шарик тоже бережливый. В избушке у Матроскина с Шариком чисто, аккуратно. Все вещи лежат по местам. Кот и пес берегут свои вещи, заботятся о них: чистят свои серые шубки, просушивают их, если они намокли от снега и дождя; протирают каждый вечер свои сапожки и аккуратно ставят их в угол избушки. После ужина они всегда моют посуду и аккуратно расставляют её по полочкам. Шарик также чистит и протирает своё ружьё для фотоохоты, а Матроскин начищает большой бидон для молока, которое дает его любимая корова Мурка. Так кот и пес берегут свои вещи, чтобы они дольше прослужили, и не пришлось тратить деньги на покупку новых. Эти деньги Матроскину с Шариком ещё пригодятся для разных покупок в будущем.

Матроскин не только бережливый, он ещё и очень экономный. Он не тратит неразумно и сразу все деньги от продажи молока. Он их экономит: тратит только часть, а другую часть из них складывает в копилку, чтобы потом купить для всей семьи: для себя, Шарика и Дяди Федора – новый большой телевизор. Вот он какой экономный, кот Матроскин!

 

Список произведений художественной литературы для формирования начал нравственного сознания у детей:

 

Человеколюбие – человеконенавистничество

Катаев В.  «Цветик-семицветик»

Осеева В. «Отомстила»

Житков Б. «Борода», «Дым», «Как тонул один мальчик», «На льдине» и др.

Пермяк Е. «Надежный человек»

Баруздин С. «Морской кортик»

Взаимопомощь-себялюбие

Толстой Л. «Рассказы для маленьких»

Неверов А. «Жучка»

Русская народная сказка «Зимовьё»

Берг Л. «Рассказы о маленьком автомобильчике»

Скупость – щедрость»

Ушинский К. «Вместе тесно, а врозь скучно»

Андерсен Г.Х. «Дюймовочка»

Осеева В. «Три товарища»

Сказка народов Индии «Чьи руки краше»

Вьетнамская народная сказка «Ворон на дереве»

Вежливость – грубость»

Осеева В. «Волшебное слово»

Зеленая Р., Иванов С. «В каменном веке. Ха-ха-ха!. Взрослые. Осторожнее, локти! Кастрюля».

Русская народная сказка «Привередница»

Ладонщиков Г. «Дикарь в лесу»

Честность – лживость.

Братья Гримм. «Заяц и ёж»

Толстой Л. «Лгун»

Ушинский К. «Страшная коза»

Осеева В. «Почему?»

Даль В. «Ворона»

Справедливость – несправедливость.

Осеева В. «Печенье»

Погорельский А. «Черная курица»

Аксаков С. «Аленький цветочек»

Заходер Б. «Лисицын суд»

Скромность – зазнайство.

Корейская сказка «Братья»

Зеленая Р., Иванов С. «Опасная парочка»

Итальянская сказка «Как осел петь перестал»

Гаршин В. «Лягушка-путешественница»

Толстой Л. «Павлин. Павлин и журавль»

Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое»

Бережливость – расточительность.

Успенский Э. «Трое из Простоквашино»

Медведев В. «Сберегательная кошка»

Михалков С. «Булка»

Прямодушие, открытость – хитрость.

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»

Перро Ш. «Красная шапочка»

Смелость – трусость.

Житков Б. «Храбрый утенок»

Ушинский К. «Орел и кошка»

Толстой Л. «Котенок»

Сказка народов Аляски «Большое путешествие маленького мышонка»

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Добро – зло.

Ушинский К. «Худо тому, кто добра не делает никому»

Осеева В. «Хорошее. На катке. Плохо»

Толстой Л. «Птичка. Солдат. Собака и вор. Белка и волк. Сколько было людей»

Удмуртская народная сказка «Охотник и змея»

Барто А. «Жарко»

Емельянов Б. «Мамино горе»

Андреев Л. «Кусака»

Романовский С. «Желуди» и др.

 

(по материалам журнала «Воспитатель» из цикла «Мое самообразование»).

 

 

Сказочка для детей из «Азбуки мира» журнала «Дошкольное воспитание»

Воспитатель высшей категории Тумашева М.П.

ЗНАНИЕ – очень важное слово и понятие, что такое знание и каким оно может быть помогут нам ответить сказки. Эта сказка прилетела к нам с далекого острова Шри-Ланка. Если вы хотите узнать, где находится этот остров, нужно взять карту мира или глобус и найти страну Индию. В самом низу под ней есть остров, который так и называется.

«Сокровища Илангора»

В давние-предавние времена правил в государстве на островах всемогущий правитель царь Ниламе. Было у него девять сыновей. И все – здоровые, румяные, рослые да сильные. Только младший – Илангор – был как будто и не из царевичей. Ни золото, ни жемчуга дивные, заморские душу его не тешили – и он то раздаривал их всем подряд, то терял. Зато всей душой любил он пальмы, ведь из их больших гладких листьев делали  пергамент для книг. А за книгу царевич Илангор готов был отдать все сокровища мира.

Пришло время, и все братья переженились, но родного города ещё ни разу не покидали, света не повидали, да и свет о них слыхом не слыхивал. Однажды король призвал всех девятерых своих сыновей и сказал им:

-Любимые сыновья мои, годы идут, а дни ваши протекают в моем доме в праздности и безделье, что недостойно царевичей, истинных раджа путта. Ничего вы пока не познали и не испытали. Дам я каждому из вас мешок золота, отправляйтесь бродить по свету, пока вы ещё молоды. Вернетесь во дворец, расскажете мне, какие чудеса вы повидали и какие богатства вдалеке от дома родного приобрели. Может, кому из вас и счастье в жизни приключится…

Царские сыновья, как это царевичам и положено, послушно со всем согласились и начали собираться в путь. Ровно через неделю на рассвете покинули они родной дом. Как только город скрылся из виду, уселись братья на траве под деревом, желая немного отдохнуть, так как солнце уже было высоко и начало припекать. Старший из братьев сказал:

-Братья мои, отсюда наши пути разойдутся, пусть каждый пойдет своей дорогой. Запомним же это место и эту пальму, через три месяца мы встретимся здесь снова, чтобы вместе вернуться под родной кров.

И разошлись братья в разные стороны. Только самый младший никак не мог решить, куда ему пойти. Медленно побрел он к ближайшему городу и увидел там здание школы с белыми колоннами. Тихо-тихо вошел он во двор и нашел там старенького учителя, а вокруг него несколько учеников, углубившихся в книги.

Илангору в школе очень понравилось, и он спросил позволения остаться и учиться здесь.

-Отчего же нет, - отвечал учитель, - оставайся, если желаешь. Я вижу. Ты хочешь проникнуть в тайны ещё неизведанного.

Три месяца в школе пронеслись для Илангора как один день. И казалось ему, что мало он ещё знает. Однако чем больше погружался он в тайны наук, тем  больше ему хотелось знать.

С тяжелым сердцем попрощался он со школой, на оставшееся отцовское золото купил книг в дивно изукрашенных переплетах и отправился в обратный путь к назначенному месту.

Братья уже ожидали его и тем временем разложили все свои приобретенные драгоценности на золототканом, жемчугами шитом покрывале. И у всех восьмерых даже голова закружилась при виде изумительных изделий из слоновой кости и драгоценных камней, переливающихся, как игривая пена на волнах, сверкающих и загадочных, как темные воды глубокого озера, пылающих, как огонь, и блестящих, как шелк. Много здесь было и золота, и шелков с чудесными узорами, золотых и серебряных шкатулок и много ещё всего, о чем мечтает каждый, кто знает толк в красоте. Братья за три месяца и впрямь не потеряли даром ни одного дня, много повидали, о многом услыхали. Верили братья, что отец их похвалит, а жены будут гордиться такими добычливыми мужьями.

-Эй, братец, мы уже тебя заждались! Показывай, что несешь! – вскричали они, увидев Илангора.

Младший брат осторожно развернул редкостные рукописи и сказал, что больше у него ничего нет. Остальные братья так и покатились со смеху.

-Да он с ума сошёл! – восклицали они среди взрывов хохота.

Потом все заботливо завернули свои богатства и к вечеру вернулись домой. Перед дворцом их радостно встретили жены, и братья сразу же одарили их жемчугами, шелками, невиданными украшениями – звонкими браслетами и сверкающими диадемами. Только жена Илангора несла охапку книг. Вслед ей неслись насмешки старших золовок. С той поры братья и золовки прозвали младшего царевича сумасшедший Илангор. Однажды насмешки вывели Илангора из себя, и он воскликнул в гневе:

-Хорошо, я ещё раз пойду бродить по свету, и вы увидите тогда, какой я сумасшедший!

-Ты поступаешь мудро, сын мой, - согласился отец.

На этот раз Илангор проделал длинный путь. Солнце палило, и он уже едва не падал от усталости, когда наконец подошёл к незнакомому престольному городу. Когда Илангор вошёл в городские ворота. Его остановил царский визирь.

-Кто ты, неизвестный гость? Посол далекого государства?

-Нет. Господин мой, я не посол и не гость. Иду, куда глаза глядят. Меня зовут сумасшедший Илангор.

Визирь посмотрел на Илангора, заглянул ему в глаза и улыбнулся.

-Если тебе у нас понравится, Илангор, оставайся с нами. Сдается мне, что для нашего государства было бы счастьем, если бы наши мудрецы были такими же сумасшедшими, как ты.

Остался Илангор в незнакомом городе, и каждый день стал сопровождать дочь визиря и дочь царя в огромный загородный сад, где благородные девушки обучались разным искусствам, какие должно знать знатным женщинам. А в свободное время молодой царевич продолжал набираться мудрости из древних книг.

Однажды, когда все неспешно возвращались домой, царевна пожаловалась на жажду. Илангор пошёл к ручью, весело журчавшему недалеко от них. Когда он нагнулся над ним, то увидел в воде крупные блестящие камни. Взял он их и видит – это редкостные драгоценные камни, красоты невиданной, о таких он лишь в книгах читал. Илангор спрятал их в кошель, принес девушкам немного воды, а когда привел их во дворец, отправился к царскому ювелиру. Старый мастер поглядел на камни, да так и ахнул от изумления.

-Откуда у тебя такая редкость?

Илангору скрывать было нечего, и он сказал правду:

-Сегодня пополудни я увидел их на дне ручья.

Ювелир с минуту размышлял, а потом честно отсчитал Илангору целую горку золотых монет. Той же ночью вместе со своими подмастерьями ювелир взялся за работу. Наконец искусно ограненные камни засверкали так, что в их блеске терялись даже солнечные лучи. Старик повесил их на золотую цепочку и ранним утром  отнес в царский дворец. Невозможно описать дивное их сияние на шее царицы. Камни не были темными, как вечерний небосвод, не горели, как огонь, а излучали теплый свет и были золотистыми, как мед. Царь знал, что жена его красива, но  такой красавицей, какой предстала она в золотистом сиянии невиданных камней, он ее и представить себе не мог.

Неудивительно поэтому, что царь щедро вознаградил мастера и спросил, откуда у него такие сокровища.

-Повелитель мой, я купил камни у Илангора, который сопровождает Вашу дочь.

Царь повелел позвать молодого человека и стал выпытывать, откуда у него такие прекрасные камни. Илангор ему рассказал, где и как он их нашёл.

-Пойдём же туда скорее, будем искать! – торопил его старый ювелир, да и сам царь со свитой присоединился к ним, когда они отправились к ручью.

Но напрасны были поиски, они доставали из мутной воды лишь полные корзины камней и песка. Позвали ещё людей на помощь, но нашли всего-то простую гальку.

Царь, мудрый властитель страны, раздумывал и так  и эдак. Советовался с опытными советчиками, ибо эти редкостные камни не давали ему ни сна, ни покоя. Через несколько дней он велел привести Илангора.

-Сын мой, я вижу, что только в твои руки идет счастье. Иди и отыщи чудесный клад, о котором никто не знает. Царица мечтает о диадеме из жемчуга, светящегося, как самый тонкий шёлк. Каждая жемчужина в ее диадеме должна быть величиной с огромную каплю воды. Только повелительница русалок имеет такие жемчужины в своём водяном царстве, и как знать, может, она и подарит пригоршню-другую доброму, хорошему человеку.

-Что же, я попытаю счастья, мой повелитель, может мне и удастся порадовать ее величество, - отвечал Илангор и стал готовиться в путь, сам пока не зная, в какую сторону. Ночью ему приснился вещий сон: встала перед ним русалка, поклонилась ему, как могущественному владыке, как царю царей, и дала совет, чтобы он на рассвете перешёл ручей в том самом месте, где нашёл драгоценные камни, и направился прямо к голубым горам, вершины которых скрываются в облаках.

-У подножия, среди множества пальм, найдёшь огромный банан. Сядь под ним, отдохни и жди – туда придут слоны нашей повелительницы. А сама она будет восседать на председателе стада. Смело проси у неё жемчуг и возвращайся поскорее обратно.

Илангор послушался совета русалки, у подножия голубых гор нашёл большой банан и только успел перевести дух, как увидел стадо слонов могучих. Он очень испугался, увидев, что они быстро приближаются к дереву, под которым он сидит, но вида не показал, вынул из-за пояса свирель и стал наигрывать свою любимую песню о красавице, подобной лотосу, с кожей нежной и золотистой и глазами, подобными луне в полнолуние.

И тут появилась сама хозяйка подводного царства, похожая как две капли воды на девушку, о которой пелось в песне. Улыбнулась она юноше, тряхнула головой, и вдруг с волос её, чёрных как ночь, в траву посыпались жемчужины – блестящие, как самый тонкий шёлк, и куда крупнее капель дождя во время бури.

-Слушала я тебя, затаив дыхание. Теперь, Илангор, выслушай ты меня. Собери поскорее же жемчужины с травы, а потом ещё раз спой мне. В жизни не слыхала я такой красивой песни – ни на земле, ни под водой. Не забуду я этой песни, навсегда сохраню её в своём сердце.

Царевич не знал, как  и благодарить повелительницу водного царства за столь щедрый дар. Когда он запел последнюю песню, слоны один за другим потихоньку двинулись с места и вместе с прекрасной царицей вод скрылись в чаще леса. Илангор посмотрел на жемчуга в своем платке – уж не  приснились ли они ему. Даже глаза протер, глянул ещё раз и поспешил обратно в королевский дворец.

Царь с царицей глазам своим не хотели верить, когда Илангор высыпал перед ними груду дивных жемчужин, блестящих, как тончайший шелк, и куда крупнее, чем капли дождя в бурю. Ювелир сделал их них ожерелье, прекрасное, как мечта, какое никогда ещё не украшало шею женщины. Царь готов был Илангора на руках носить. Тут же он приказал привести хранителя царской казны и велел ему приготовить вьюки для двух слонов, разные ценности из казны, шелка и вышитые покрывала. Всё это было уложено в золотые и серебряные шкатулки, в сундуки и корзины. Царь распорядился, чтобы казначей не забыл также и о золотых блюдах и кувшинах. Илангор истратил все полученное золото на покупку редких книг, какие только он смог найти в столице, и, когда всё было приготовлено и навьючено на слонов, простился с повелителем и его придворными и отправился в обратный путь.

На этот раз братья и золовки только рты раскрыли от изумления: Илангор вернулся с королевской свитой, с погонщиками слонов и со слонами, нагруженными невиданными сокровищами. Встретили его с почестями, словно владыку могущественного государства.

Однако, когда через некоторое время его жена стала кичиться редкостными богатствами, которые её супруг привёз из путешествия, Илангор нахмурился.

-Жена моя, - упрекнул он её. – Неужели ты не знаешь, сколько людей живут на свете, владея горами золота, но не будучи при этом счастливыми. Самое ценное в жизни – это знания, а их я пока что приобрел совсем немного.

И теперь уж семья Илангора с уважением смотрела на древние книги, написанные на листьях пальмы, и оберегала их как настоящие сокровища. С тех пор как младший царевич вернулся домой с богатыми дарами, на пороге его дома было весело. Правда, он не швырял золото, как какой-нибудь скоробогач, но и не прятал его в сундуки, как это делают скупцы, зато окружил себя многими мудрецами и искушенными в жизни людьми. Для них в его доме всегда находилось достаточно места, вкусной еды и покоя для отдыха. При этом Илангор очень старался, чтобы никто в его родном городе не страдал от бедности, так как знал уже, сколько бед рождает нищета. Не удивительно, что многие путешественники из ближайших королевств, проезжая мимо, обязательно вместе со своей свитой останавливались в дворце Илангора. Мудрые учителя и жрецы из соседних городов, отправляясь в путь, никогда не обходили двора Илангора. А когда приплывали корабли из далеких стран, то многие из путешественников прямо из порта отправлялись к Илангору, чтобы поведать ему о том, что они видели и пережили.

Нигде на всем острове не сходилось столько мудрецов, как во дворце Илангора, и из  их рассказов всякий, кто хотел, многое узнавал о том, что делается на белом свете.

 

 

Если бы не было книг, то многие знания были бы недоступны людям, о многом бы они не узнали. Но знания могут быть не только в книгах, человек – вот самая большая в мире живая книга знаний. Человек собирает, добывает новые и новые знания, и они остаются в нем на всю жизнь.




«Поэтический фольклор Сибири»

Воспитатель высшей категории Тумашева М.П.

(из цикла «мое самообразование»).

«нет, нет, Сибирь – не просто слово, не смена верст. Не их повтор.

Нет, тут всему первооснова – душа! А уж потом – простор.

А уж потом – земли светанье. Снежинь. И кедры – крепыши.

Сибирь – не просто расстоянье, а состояние души!» 

    М.Волошин.

 

Формирование фольклора  сибиряков тесно связано с историей присоединения сибири к россии, с заселением и хозяйственно-экономическим освоением края переселенцами из европейской части страны. В течение 17-18 веков в тундре и тайге, в горах и степях возникают сотни острожков, зимовий, деревень, станиц, слобод, сел, городов. К концу 17 века русское население уже преобладало над коренным. Чаще всего в сибирь переселялись малоземельные и безземельные крестьяне юга, запада и черноземного центра россии. Это оказало большое влияние на формирование сибирского фольклора.

Сибирь, по сравнению с центральной россией, имела географические, исторические, этнографические особенности. Ее огромные территории были труднодоступны из-за сложности сообщения. Единственными дорогами между населенными пунктами были реки: лена, тунгуска, индигирка, ангара. Летом, сплавляясь на лодках, сюда шел самый разнообразный люд: беглые политические, уголовники, землепроходцы, бродяги, охотники. Местное население ценило их потому, что они были источником информации в глухих таежных деревнях, и среди них многие были превосходные сказочники.

Сибирский фольклор очень самобытен и своеобразен. В нем заложена житейская мудрость, национальный колорит и художественная выразительность образов.

Люди разных национальностей в восточносибирских селах жили в основном охотой, рыболовством, им приходилось много месяцев проводить в тайге. Условия жизни способствовали появлению в сибирском фольклоре таких персонажей, как бродяги, охотники, лихие атаманы-разбойники, лесные духи. Ведущим жанром фольклора являются сибирские сказки, легенды, связанные с жизнью народов прибайкалья. Бурятские, эвенкийские, тофаларские сказки, легенды, песни – это творчество народов, которые издавна живут в непосредственной близости от байкала. В сказках и легендах ярко выражены нравственные нормы поведения, борьба добра со злом, при этом добро побеждает, преодолевая трудности, помогает дружба и взаимопомощь. Фольклор развивает речь детей. В сибирских сказках и легендах много сравнений, метафор, загадок, пословиц, ритмических поговорок. Сибирские легенды раскрывают ребенку мир родной природы с приключениями в ней героев и воспитывают милосердие, духовность, доброту, честность, смелость. Сибирская сказка покоряет богатством вымысла, удивительным переплетением фантастического и реального. Здесь нет нравоучений, а лишь намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказочных сюжетах отрицательные персонажи с плохими поступками наказываются, а положительные герои проходят испытания и за это вознаграждаются. Сказки, созданные народами сибири, имеют богатый потенциал для нравственного развития старших дошкольников, так как знакомят детей с окружающей сибирской природой, национальными традициями и обычаями народов прибайкалья.

Примерная программа сибирских сказок:

Русские: «мальчик из горошины», «охохонюшка», «лисица и птичка»,

Чукотские: «хвастун, который хотел быть самым хитрым».

Тофаларская: «змея и человек».

Бурятская: «хозяин ольхона»

Программное содержание: развивать нравственно-эстетические чувства – сопереживание к героям сказки; мотивировать и оценивать их поведение. Учить связно и выразительно рассказывать сказку.

 

Игра-викторина «знаете ли вы сказки?»

 

Задание по сибирским сказкам.

(«сорока – воровка», «лисичка – сестричка», «охохонюшка», «жена хордея», «лисица и птичка», «про луту – лутонюшку»).

1.-задание: первая команда драматизирует отрывок из сказки «сорока-воровка», а вторая – из сказки «лисичка-сестричка».

2.-задание: «конкурс капитанов». Из иллюстраций, которыми украшен зал, капитан первой команды должен выбрать иллюстрации к сказке «охохонюшка», а капитан второй команды – к сказке «мальчик из горошины».

3.-задание: «черный ящик». Чья команда быстрее ответит. В ящике находится кукла. Это она говорит: «будь добр, славный молодец, возврати мою одежду, за это я буду тебе век благодарна. Проси чего хочешь – богатства, могущества, я дам тебе все». Кто это и что это за сказка? (хонг из сказки «жена хордея»).

4.-задание: «сделай правильный выбор». Первая команда должна из лежащих на подносе игрушек выбрать персонажей сказки «лисичка и птичка»(лиса, птичка, рябчик), а вторая – персонажей сказки «змея и человек»( человек, змея, собака, постель, лиса).

5.-задание: «игра со зрителями». Чему учит русская народная сибирская сказка «про луту-лутонюшку»?(трудолюбию, доброте, любви к матери, смекалке).

Задание по русским народным сказкам.

( «кот и лиса», «лисичка-сестричка»)

6.-задание: «узнай сказку по отрывку»

А) …захотелось и волку посмотреть кота тимофеевича, да через листья не видно. Стал он нос высовывать, а кот услыхал, что листья шевелятся, подумал, что мышь. Как кинется и вцепился в волчью морду. Волк вскочил и пустился бежать. А кот испугался его и прыгнул на сосну, где медведь сидел. Испугался медведь – и думает: и до него дело дошло. Кинулся с дерева на землю, вскочил да бежать…

Б)…ехал мужичок с ярмарки и потерял с возу скалочку. Вот бежит зайчик. Увидел на дороге скалочку, остановился. «взять или не брать? – думает – да куда она мне, куда мне ее тащить?» убежал, не подобрал. Идет лисичка-сестричка, хитроумная лиса, как говорят. Увидела скалочку и сразу подобрала ее. Дескать, пригодится. Пошла дальше, дошла до деревни. С краю деревни в избу постучалась…

 

(содержание сказок можно найти  в двухтомном сборнике «байкала – озера сказки»).

 

(по материалам методического пособия «сибирский фольклор в работе с дошкольниками»).

Работа с родителями

Комментарии: 0

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе знакомства с родным краем

Воспитатель Тумашева М.П

(из цикла «Мое самообразование»)

При ознакомлении детей с историей родного края важно показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли. Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых ду-ховное, нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение. В каждом городе есть свои особенности исторического развития и природы, которые формируют в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства. Развитие интересов дошкольников в этой области связано с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей России. Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверх-ностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занима-лись, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания. Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, Земле-Матери, Природе. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная - сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Значительно возрастает роль народной культуры как источника развития патриотических чувств у детей. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций - воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности. В.Г. Белинский по этому поводу высказался лаконично и выразительно: «Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству». Национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей. И чем раньше ребенок придет к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она станет. Душа народа едина, только проявляется по-разному в разных видах искусства: в песне, сказках, легендах, танцах, изобразительном искусстве. Поэтому и воздействие искусства на ребенка должно быть комплексным. Колыбельная песня, сказка, ритмы и мелодии красочных узоров, расшитых полотенец, ажурных кружев воспринимаются в единстве, если они с детства окружают ребенка. При комплексном воздействии раз-личных видов искусства красочный мир народного творчества раскрывается по-особому эмоционально и увлекательно. Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста - часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано.

Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, народе, обычаях, истории, культуре. Важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только от "сердца". Ум как бы раскручивает духовно-нравственную ра-боту души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое ми-ровоззрение.

Итак, главной задачей детского сада выступает закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимо-действию с другими людьми.

Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво впи-сано в жизнь детского сообщества. Народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

Это помогает детям также лучше, ориентироваться во Временных понятиях. Цикличность народного календаря из года в год повторяете эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.

Народное воспитание имеет еще одно преимущество - оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков - мужчин-защитников, а из девочек - женщин-матерей. Народное воспитание создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности - основа будущего патриотизма.

Значение регионального компонента в изучении дошкольниками истории края и нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

 

Изучение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края включает:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу - формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

 

- расширение представлений о городах родного края;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их тра-дициям.

 

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотиче-ские чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстни-ками.

Историческое воспитание дошкольника - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечат-ления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприя-тие, они играют огромную роль в становлении личности.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским са-дом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача взрослых - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, дома (детского сада, род-ного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, кон-кретными, вызывающими интерес. Я должна продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей истори-ей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на кото-рой находится детский сад.

Внимание детей постарше привлекаю к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказываю об их назначении, подчеркиваю, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомлю старших дошкольников расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняю, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняю, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого проводим экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрос-лых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, ко-гда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и тради-ции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность де-тей, по некоторым темам - праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвое-нию детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к кон-кретным событиям и праздникам.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме).

 

Комментарии: 0

Советы по организации самообразования

Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диа-гностики их профессионального уровня. Задача старшего воспитателя – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершен-ствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

 

• Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам      дошкольного воспитания;

• Изучение учебной и научно-методической литературы;

• Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психоло-гии,    анатомии, физиологии;

• Изучение новых программ и педагогических технологий;

• Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

• Повышение общекультурного уровня.

 

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

• Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания,    обучения и развития;

• Формирование основ педагогического мастерства;

• Развитие умений и конструктивных способностей.

 

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

• Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного  процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях  вариативного образования;

• Формирование умения анализировать научно-методическую литературу,  применение полученных знаний на практике, активизация творческих  способностей.

 

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

•Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности  в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и  социального заказа общества;

• Проявление творческого потенциала педагога;

• Пропаганда своих достижений;

• Развитие исследовательской деятельности.

 

Для педагогов без специального образования:

• Овладение методикой работы с детьми;

• Адаптация к педагогической деятельности.

 

Тематикой самообразования также может быть:

• одна из годовых задач ДОУ;

• проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

• пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

 

Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:

• в определении темы, целей и задач;

• в планировании работы по самообразованию;

• в ходе реализации плана;

• в изучении и анализе результативности своей работы

 

Этапы и содержание деятельности по самообразованию представлены в таблице.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

педагога

старшего воспитателя

1.

Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач

Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности педагога.
Выявление желания педагога работать над той или иной проблемой: индивидуальные беседы, анкетирование

2.

Планирование работы по самообразованию

Консультирование и методические рекомендации по разработке темы:
• в определении содержания работы по самообразованию;
• в выборе вопросов для самостоятельного углублённого изучения;
• в составлении плана в зависимости от уровня профессионализма педагога

3.

Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов)

Создание условий для работы воспитателя по самообразованию:
• тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы;
• тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей;
• видеозаписи;
• оформление выставки «В помощь занимающимся самообразованием»;
• материалы из опыта работы;
• тематические стенды «Посетите занятие», «Советуем поучиться у коллег», «Лучшее от каждого – коллективу» и др.

4.

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми)

Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий и других форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических материалов

5.

Подведение итогов самообразования

Привлечение к проведению индивидуальной или групповой консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра.
Помощь в оформлении результатов самообразования:
• выступление по итогам работы и обмену опытом;
• составление картотеки по проблеме;
• игры и пособия;
• советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;
• составление перспективного плана работы с детьми;
• организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;
• оформление передового педагогического опыта

Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

 

План работы по самообразованию

Воспитатель________группы №_____МДОУ д\с

№____


Тема:_________________________________________


Цель, задачи:__________________________________

 

Литература:

  • _________________________________________
  • _________________________________________
  • _________________________________________

 

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

 

 

 

Подготовила Вологдина Л.И.

По материалам интернет ресурсов:(Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac01.htm)

 

 

Комментарии: 0