Семинар - практикум

 

«Прогулка: планирование, составление прогулочной карты и использование»

 

1.     «Значение правильной подготовки и организации прогулки» Куницына О.В.

2.     «Технологические  карты прогулки сущность и правила составления» Моисеева Л.М

 

3.     Составление  прогулочных карт педагогическая мастерская.

Анализ наблюдения прогулки и выхода на нее дошкольников

1.                      В процессе подготовки к прогулке отметить, как воспитатель органи­зует сбор на прогулку, какую воспитательную работу проводит во время оде­вания. Роль няни при подготовке к прогулке.

2.Анализ плана прогулки. Из каких частей состоит прогулка? Все ли части прогулки проводились (наблюдение, упражнения по развитию движе­ний, игра, самостоятельные игры детей, развлечения)?

3.  Методика наблюдения. Соответствует ли тема, объект наблюдения возрасту детей. Всем ли детям виден объект? Заинтересованы ли они наблю­дением? Какие вопросы задавали дети? Какие приёмы помогли воспитателю вызвать интерес у детей? Активность детей при наблюдении. Нацелила ли воспитатель внимание детей на дальнейшее наблюдение?

4.  Подвижная игра. Соответствует ли она возрасту детей и сезону? Зна­кома ли игра детям или даётся впервые? Как и когда воспитатель сообщила правила игры (напомнила правила при знакомой игре), знают ли их дети, следила ли воспитатель за чётким выполнением правил? Какое основное движение развивал воспитатель в этой игре? Как был выбран ведущий и справился ли он с порученной ролью? Сколько раз повторялась игра? Реак­ция детей при проведении игры. Какие атрибуты использовались при прове­дении игры?

5.Труд. Какой вид труда использовала воспитатель? Соответствуют ли трудовые поручения возрасту детей? Какой материал давала воспитатель для успешного выполнения поручений (веники, лопаты и д.р.)

Планирование прогулки

 

В плане работы необходимо наметить содержание разных видов дея­тельности, которую вы организуете. Эту деятельность, которую вы органи­зуете. Эту деятельность необходимо согласовать с воспитателем. В плане нужно записывать не только название деятельности, но и цель. Необходимо продумать методику руководства той или иной деятельностью детей. В плане надо указать, какие игрушки, какой инвентарь будет вынесен для организа­ции игр и трудовой деятельности. Последовательность содержания видов деятельности на прогулке зависит от предыдущей деятельности (т. е. от заня­тий), от состояния погоды, от интереса детей, от их индивидуальных особен­ностей.

Организация проведения прогулки

Организовать интересную, разнообразную и содержательную деятель­ность на прогулке можно через ознакомление детей с наличием игрушек. Уточнить с детьми, с кем и во что они хотели бы поиграть, напомнить о пра­вилах игры.

В процессе прогулки понаблюдать за содержанием детских игр, взаимоотношениями детей в игре, следить за сменой деятельности, чтобы

дети не слишком возбуждались, не перегревались.

При проведении подвижной игры указывается название игры и цель. Привлечь детей к уборке участка (указать содержание труда), то есть, что де­ти будут делать и педагогическую задачу. Дать группе детей трудовое пору­чение.

Организовать с детьми наблюдения (указать, что дети будут наблюдать, цель, методические приёмы). Необходимо помнить, что за 30 минут до конца

прогулки необходимо перевести детей на более спокойную деятельность. Можно провести наблюдение, словесные игры, беседы с детьми.

Перед уходом с прогулки проконтролировать, чтобы дети убрали все иг­рушки на место. Дать детям указание на предстоящую деятельность.

Напомнить, что при входе в помещение детского сада надо хорошо вы­тереть ноги, в группу идти тихо, не кричать. В раздевальной комнате просле­дить за тем, чтобы все дети раздевались быстро, самостоятельно. Аккуратно убирали свои вещи в шкаф. Воспитывать у детей бережное отношение к ве­щам личного пользования. Когда дети разденутся, проверить, как они выпол­нили указания воспитателя, дать оценку их действиям, при необходимости предложить ребёнку навести порядок в шкафу.

Рекомендации к планированию и организации наблюдений на про­гулке

1.Организовать с детьми наблюдения за сезонными явлениями. Учить детей наблюдать за явлениями природы и устанавливать связь между ними. Познакомить детей с характерными особенностями времени года. Рассказать, что осенью листья на деревьях.(см. Программу).

           Организовать с детьми наблюдения за состоянием погоды. Понаблю­дать с детьми за погодой. Отметить с детьми погоду. Учить детей определять и называть состояние погоды. Предложить детям рассказать, какая сегодня погода. Предложить ответить на вопросы: какая сегодня погода, сегодня хо­лодно или тепло, солнечно или пасмурно, ветреный день или безветренный. Уточнить, как дети решили, что такая погода.

Учить детей определять состояние погоды по характерным признакам: дует ветерок, деревья качаются, значит, ветреная погода, светит солнце, на земле тени - значит, погода солнечная, на деревьях иней - погода морозная, снег не липкий - морозная погода. Закрепить представления детей о сезон­ных явлениях, о сезонных изменениях в природе.

2.Организовать с детьми наблюдения за животным миром. Организо­вывать с детьми наблюдения за птицами, за их поведением, внешним видом, окраской, опереньем. Воспитывать желание ухаживать за ними, оберегать, подкармливать.

3.                       Организовать наблюдение за животными, особенностями их внешнего вида, повадками. Уточнить знания детей об образе жизни животных (домаш­них и диких), повадках, уходе за животными.

4.                       Организовать с детьми наблюдения за насекомыми. Учить детей распо­знавать животных, птиц, насекомых по окраске, звукам, способу передвиже­ния, поведению. Дать детям представления о жизни животных, птиц, насеко­мых в разное время года. Уточнить знания о животных, о том, почему их на­до оберегать, как за ними ухаживать. Привлечь детей к наблюдению за оби­тателями животного уголка. Дать поручение детям.

5.                       Наблюдение за неживой природой (в лесу, в поле, на лугу, в саду, на участке детского сада). Организовать с детьми наблюдение за растениями, деревьями. Учить детей их сравнивать, замечать в них отличительные особенности.

6.                       Дать детям представления о выращиваемых растениях, уходе за ними. Учить детей правильно вести себя в природе, поговорить с ними о бе­режном отношении к растениям, об охране природы (не ломать кусты, не рвать цветы, а ухаживать за ними). Дать детям представления о растениях , деревьях в разное время года (см. Программу). Учить детей различать расте­ния, деревья, кустарники по коре, листьям, цветам и плодам.

7.                       Привлечь детей к наблюдению за сезонными явлениями неживой природы. Учить детей отмечать, какие изменения произошли за прошедший период. Привлечь детей к уходу за растениями, деревьями. Воспитывать у детей любовь к окружающей природе, желание оберегать и сохранять её.

 

8.                   Дать детям представления о переходе воды в твёрдое состояние и на­оборот. Приготовить с детьми цветную воду, разлить её в разные формочки и поставить на холод. Предложить детям понаблюдать, что происходит с водой в формочках. Когда вода замёрзнет, вместе с детьми украсить участок цвет­ными льдинками. Вылепить с детьми из снега небольшого снеговика, взять его в группу и вечером, после сна, выяснить, что с ним произошло. Спросить, почему он растаял.