Родителям о правах ребенка

Консультация для родителей:

«Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

Воспитатель высшей категории: Моисеева Л.М.

(с использованием Интернет ресурсов)

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

1.Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

2.Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

3.Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

открытое неприятие и постоянная критика ребёнка

угрозы в адрес ребёнка в словесной форме

замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка

преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка

ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний

однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.

4.Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи

отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.

Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

Ø   обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)

Ø   защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)

Ø   обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)

Ø   признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)

Ø   защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)

Ø   защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)

Ø   меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)

за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)

Семейный кодекс РФ гарантирует:

право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)

право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)

лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)

немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)

 

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56).

«О ПРАВАХ РЕБЕНКА»

(консультация для родителей)

Воспитатель высшей квалификационной категории:

Моисеева Л. М. (с использованием интернет - ресурсов)

«Декларация о правах ребёнка»

В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей.

В Декларации впервые подчеркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите прав детей. Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребенка как составная часть защиты прав человека сложилась гораздо позже, т.е. только после провозглашения Организацией Объединенных Наций принципа уважения прав человека.

   Необходимость разработки мер по охране прав ребенка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделения международной защиты прав детей в особое направление. Так был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), который осуществляет международную защиту прав ребенка по нескольким направлениям:

— разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка;

— создание специального контрольного органа по защите прав ребенка;

—содействие приведению национального законодательства в соответствие с международными обязательствами;

— оказание международной помощи через Детский фонд ООН.

   Наиболее результативной является нормотворческая деятельность ЮНИСЕФ по защите прав ребенка. К основным международным документам, касающимся прав детей, относятся:

— Декларация прав ребенка (1959);

— Конвенция ООН о правах ребенка (1989);

— Всемирная декларация об обеспечении выживания, за щиты и развития детей (1990).

Декларация прав ребенка является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.

В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и пре доставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Декларация явилась смысловой основой для нового важнейшего международного документа 

Конвенции о правах ребенка. Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.     

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и пяти десяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:

— воспитание;

— развитие;

— защиту;

— активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Основные, естественные права ребенка в Конвенции, по сути, повторяют основные права взрослого по Всеобщей декларации прав человека. Так, государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии (ст. 14, п. 1); ребенок имеет право свободно выражать свое мнение: это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме (ст. 13, п. 1); государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27, п. 1).

Часть положений Конвенции о правах ребенка более специфична. Так, государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубо го обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любо го другого лица, заботящегося о ребенке (ст. 19, п. 1); признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях (ст. 31, п. 1); признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32, п. 1).

В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст. 27, п. 2).

Отдельно хотелось бы отметить выдвигаемые Конвенцией требования к образовательным процессам. Так, в статье 29 отмечается, что образование ребенка должно быть направлено на:

а) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

в) воспитание уважения к родителям ребенка, его культур ной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народа ми, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; 

д) воспитание уважения к окружающей природе.

И наконец, согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст. 42).

Конвенция о правах ребенка признана во всем мире документом международного права и является образцом высокого социально-нравственного и педагогического значения.

Значение этого международного документа состоит ещё и в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля — Комитет по правам ребенка, который уполномочен раз в пять лет рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.

Дорогие мои родители!

                  Не давайте пустых обещаний.

        Это подорвёт мое доверие к вам.

                  Не пытайтесь меня все время поучать.

             Вы удивились бы, узнав, как великолепно я знаю, что такое,

             хорошо, и что такое, плохо,

                  Не применяйте ко мне силу.

       Иначе я буду думать, что считаться нужно только с силой.

                  Не делайте мне замечание в присутствии других людей.

      На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.

                  Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации.

      Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.

                  Не придирайтесь ко мне и не ворчите.

     Иначе мне придется притвориться глухим, чтобы как-то защититься.

                  Не забудьте, что я развиваюсь, а значит экспериментирую.

     Таким образом - я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим.

                  Не оберегайте меня от последствий моей деятельности.

      Мне необходимо учиться на собственном опыте.

 

                  Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные       мною:

 Это - преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.

                  Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы.

                  Никогда не считайте, что извиниться передо мной – ниже вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня уважение к вам.

                  Не забывайте, что мне нужно ваше внимание и поддержка.

                  Относитесь ко мне, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.

                  Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания, которые вы мне дарите сейчас, через годы вернуться к вам сторицей.

                  Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете.

 

Это чудо

Я – ваш ребёнок!

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

по предупреждению несчастных случаев с детьми в быту

(напоминаем в очередной раз меры предосторожности)

Воспитатель высшей категории: Моисеева Л.М.

(с использованием Интернет ресурсов)

Каждый родитель мечтает о здоровом и невредимом малыше. Для достижения этой цели нужно приложить немало усилий в проведении соответствующей воспитательной работы, один из этапов которой – ознакомление ребенка с правилами безопасности.

Не оставляйте детей дома одних!

Если все-таки оставили, то на видном месте напишите номера телефонов, по которым ребенок может быстро связаться (ваша работа, мобильный, милиция, скорая помощь, пожарная охрана, соседи). Проверьте, не оставили ли вы включенной воду или газ, выключили ли электронагревательные приборы. Закройте окна и тщательно заприте входную дверь. Уходя в вечернее время, не забудьте включить свет в комнатах, это отпугнет злоумышленников, и вашему ребенку не будет страшно одному. Не оставляйте детей одних, если в доме то­пится печь, включены электронагрева­тельные приборы, работает газовая плита.

Постоянно повторяйте с ребенком правила поведения, устраивайте маленькие экзамены, разбирайте ошибки.

Сами неукоснительно выполняйте правила по безопасности. Будьте примером.

Выучите с ребенком, как его зовут, и как зовут его родителей, а также домашний адрес и телефон.

Уберите все предметы, которыми он может пораниться. Не оставляйте спички, зажигалки в доступном для детей месте!

Не разрешайте детям гулять в темное время суток, далеко от дома!

Не разрешайте им самостоятельно пользоваться газовой плитой, печью, включать электроприборы, в том числе электрическую гирлянду!

Рассказывайте детям о пожаробезопасном поведении; будьте примером во всех ситуациях, связанных с соблюдением правил пожарной безопасности!

Организуйте ребенку интересный досуг!

При обнаружении пожара или признака горения (задымления, повы­шенной температуры, запаха гари и т.п.) ребенок любого возраста должен немедленно покинуть помещение и сообщить о пожаре взрослым или в пожарную охрану.

Никогда не поручайте детям покупать спички, сигареты, зажигалки. Шалость детей с огнем нередко не только приводит к пожарам, но к трагическим последствиям.

На балконе не позволяйте детям запускать петарды.

Напоминаем основные правила безопасности:

ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОПРИБОРОВ

1. Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра.

2.Электрические нагревательные приборы не ставьте вблизи штор, мебели.

3.Не пользуйтесь неисправными розетками, вилками, выключателями.

4.Не перегружайте электросеть, одновременно включая несколько мощных электроприборов.

ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПЕЧНОГО ОТОПЛЕНИЯ

1.    Не перекаливайте печь, продолжительность топки не должна превышать 3-х часов.

2.    Не используйте для розжига печи горючие жидкости.

3.    Не оставляйте топящуюся печь без присмотра.

4.  Не допускайте розжиг печей и присмотр за ними детям. Престарелым, больным и лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения.

Берегите своих детей!

Ребенок дома:

1.   Родители должны научить ребенка правильно обращаться с колющими и режущими предметами, а также с электроприборами. В момент обращения с такими предметами ребенок должен находиться под присмотром взрослого.

2.   На розетки необходимо поставить специальные заглушки.

3.   Ребенок должен знать телефоны 01, 02, 03, для возможности использования его в экстренной ситуации.

4.   Моющие и дезинфицирующие средства, медицинские препараты (таблетки, градусник), а также спиртосодержащие и кисло-щелочные раство­ры (уксус) следует держать в недоступном для детей месте.

5.   Опасными предметами в квартире могут быть и окно, зажигалки, спички, плита.

6.    Оставляя ребенка дома, родители обязаны научить ребенка не открывать двери посторонним, не разговаривать с людьми, находящимися за дверью, знать номера телефонов службы спасения, родителей и соседей.

 

НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ДЕТЕЙ ОДНИХ ДОМА!

 

Дорогие родители, помните, что Ваш ребенок не всегда может правильно оценить ситуацию, поэтому лучше, если он будет выполнять поручения

 

под бдительным контролем с вашей стороны.