Подготовительная группа ТНР

«Улыбка»

Девиз: 

«Нам

невзгоды нипочем

 улыбка

поможет во всём»

В нашей группе воспитывают и развивают детей

Соловьева Любовь Ивановна

 

учитель-логопед высшей квалификационной категории

Почетный работник образования РФ 

 проводит логопедические занятия 


Воронова Наталья Владимировна

 

воспитатель высшей квалификационной категории

 проводит занятия эстетической направленности

Пудова Наталья Васильевна

 

учитель-логопед высшей квалификационной категории 

 

проводит логопедические занятия

 


Вологдина

Людмила Ивановна

 

воспитатель 1-ой квалификационной категории 

проводит занятия общеобразовательного цикла

 

Котояну Татьяна Валерьевна

помощник воспитателя 


Наши дети 

В нашей группе 

8 девочек

 11 мальчиков

 

Возрастные особенности детей подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи

 

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

 

 Ребёнок 56-7 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 6-7 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный,заботливый и др.

 

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

 

 В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.

 

ОБЩАЯ МОТОРИКА:

 

 Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени).

 

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

 

 К 6 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.

Ребенок 6-7 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.

 

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: 

 

Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.

Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).

Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняетсясуществительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

 

МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

 

 В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). 

В изобразительной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники изображения. Дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.

 

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

 

 В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

 

ВНИМАНИЕ – ЭТО ВАЖНО

 

Возраст 6-7 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.

 

Особенности психофизического развития детей с ОВЗ

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.

Соответственно дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ так же  чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы,  с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка.  

Психофизическое развитие это понятие, содержащее в себе 2 важные, равноценные составляющие   - психическое развитие и физическое развитие.  В детстве эти 2 составляющие  связаны наиболее тесно и, обеспечивая ребенку, полноценное психофизическое развитие  мы создаем прочный фундамент для полноценного развития на последующих этапах жизни. И так, психическое и физическое  развитие - это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса.

В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата. Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния.

   Психическое развитие - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций, изменение их количественных и качественных характеристик и в тоже время преобразование уже существующих форм психики.

   Психофизическое развитие включает ряд возрастных этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями.

На основании педагогического опыта и имеющихся психолого-физиологических исследований принято выделять следующие возрастные этапы психического развития детей: 

·         младенческий возраст- от рождения до 1 года,  

·         преддошкольный - от 1 до 3 лет,  

·         дошкольный - от 3 до 7 лет,

·         младший школьный - от 7 до I2 лет,

·         подростковый - от 12 лет.

 

Психофизические особенности у детей в норме.

младенческий от рождения до 1 года

Уже к моменту рождения у ребенка сформированы врожденные безусловные рефлексы, на базе которых в младенческом возрасте формируется ряд подготовительных стадий для психофизического развития, в частности для развития моторики и речи. К концу первого года жизни ребенок начинает делать первые шаги, понимает, хотя и ограниченно, некоторые обращенные к нему слова и лепечет сам, становится способным произносить первые слова, хотя они нередко отличаются от слов, которыми пользуются взрослые, поскольку ребенок дает предметам и действиям свое собственное обозначение.

преддошкольный-от 1 до 3 лет;

В преддошкольном возрасте происходят особенно большие сдвиги в развитии, имеющие исключительное значение для формирования психических функций. Ребенок в этом возрасте в связи с развитием моторики, началом ходьбы активно действует с предметами, игрушками, усваивает в известной мере способы употребления различных предметов, что значительно расширяет его познавательный опыт. Особенно интенсивно в этом возрасте развивается речь (к концу третьего года словарь ребенка достигает примерно 1000 слов), которая играет исключительную роль в перестройке, совершенствовании и обогащении средств общения ребенка с окружающими, в восприятии и познании окружающего мира. Развитие речи обусловливает развитие мышления, поскольку слово соотносится с вещами, предметами и действиями. Имеющийся у ребенка уровень развития позволяет выполнять простейшие словесные указания взрослых. В свою очередь уровень развития мышления способствует обогащению словарного запаса и развитию речи в целом.

дошкольный-от 3 до 7 лет;

В дошкольном возрасте особенно интенсивно идет развитие психических функции и свойств личности. В этот период совершенствуется двигательная сфера. Движения становятся более координированными, ловкими, уверенными, что расширяет круг практической деятельности ребенка. Ребенок этого возраста способен к элементарному самообслуживанию и выполнению простейших обязанностей по дому или в детском саду, в состоянии справиться с такими видами деятельности, как лепка, рисование, наклеивание, вырезывание. Однако тонкие, наиболее дифференцированные движения пальцев рук развиты еще недостаточно. Так же в физическом развитии в этом возрасте несколько замедляется процесс роста, но активно совершенствуются функциональные возможности органов и систем. В 5 -6 лет начинается смена молочных зубов на постоянные.ребенок переходит на режим питания взрослого. В этом возрасте развиваются тонкие навыки: умение кататься на двухколесном велосипеде, на коньках, танцевать.

Исключительно бурно у дошкольника идет речевое развитие. К трехлетнему возрасту нормально развивающиеся дети обычно овладевают всей системой звуков родного языка и основными формами его грамматического строя. Значительно обогащается словарный запас, который к шести годам составляет свыше 3500 слов. В связи с расширением форм общения ребенка с окружающими у него появляется связная речь. В этом же возрасте начинает формироваться регулирующая функция речи. Такого уровня речевого и психического развития ребенок достигает в процессе речевого общения, активной деятельности, взаимодействия с внешней средой.  Восприятие дошкольника приобретает черты самостоятельного целенаправленного процесса.  Усиленно развивается непроизвольное запоминание, и постепенно начинают складываться первые элементы произвольного активного запоминания.

 

Особенности психофизического развития у детей с ТНР.

младенческий от рождения до 1 года

К концу первого года жизни ребенок начинает делать первые шаги, понимает, хотя и ограниченно, некоторые обращенные к нему слова. У детей с ТНР время появления первых слов обычно задерживается до 3-4 лет, но в то же время происходит накопление пассивного словаря.

преддошкольный-от 1 до 3 лет;

Первичная патология речи  отражается на развитии мышления, тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта.  В физическом развитии

отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застывание на одной позе.  Заметны отставания в двигательной сфере.

 дошкольный-от 3 до 7 лет;

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Появление речи: первые слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает.
Присуще  некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

 

   Особенности психофизического развития у детей с задержкой психического развития.

младенческий от рождения до 1 года

Причинами задержки психического развития могут быть тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, хроническая гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности, травмы во время беременности и при родах, генетические факторы, асфиксия, нейроинфекции, недостатки питания и хронические соматические заболевания, а также травмы мозга в ранний период жизни ребенка. При такой ситуации первые симптомы ЗПР могут проявиться во младенческом возрасте и иметь вид соматовегетативной реакции на различные вредности в возрасте от 0 до 1года. Для этого уровня реагирования характерны повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами (могут присутствовать рвота, колебания температуры, отсутствие аппетита, вздутие живота, потливость и др.)

К концу первого года жизни ребенок недостаточно крепок физически, развитие речи так же запаздывает.

преддошкольный-от 1 до 3 лет;

Трудно  выделить определенные особенности психофизического развития  детей с ЗПР и в преддошкольном возрасте. Т.к. при рассмотрении более раннего возраста, психические процессы сформированы меньше, меньше дифференцирована психическая деятельность. В результате чего обнаруживается много сходных проявлений: отставания в развитии,  задержка психического развития, легкая степень умственной отсталости, общее недоразвитие речи.

Слабая выраженность остаточной органической или функциональной недостаточности (в сравнении с умственной отсталостью) является благоприятной почвой для коррекции, особенно при создании условий, максимально стимулирующих развитие. И чем раньше такие условия создаются, тем успешнее корригируются недостатки развития, преодолевается отставание.

О недостатках речи у многих детей с задержкой психического развития свидетельствует, прежде всего, запоздалое появление первых слов и первых фраз. Затем отмечается замедленное расширение словаря и овладение грамматическим строем.

дошкольный-от 3 до 7 лет;

      Первое, что необходимо отметить в качестве общих проявлений, — поведение этих детей соответствует младшему возрасту: в старшем дошкольном возрасте они ведут себя как дети 4—5 лет, т.е. разница в 2—3 года. По сравнению с нормально развивающимися сверстниками они более зависимы от взрослого, значительно менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы, проявляющиеся в бесконечных вопросах нормально развивающихся дошкольников. Значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии, да и «главное занятие» этого возраста — игровая деятельность — у них тоже еще недостаточно сформирована. Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот.

Отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности.

         Недостаточность, отставание в развитии двигательных ощущений проявляется в неточности и несоразмерности движений, оставляющих впечатление двигательной неловкости детей, а также в трудностях воспроизведения, например, поз  руки и пальцев , устанавливаемых взрослым.

Недостатки внимания детей с задержкой психического развития в значительной мере связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, которые особенно характерны для детей с органической недостаточностью центральной нервной системы.  

Дошкольники с задержкой психического развития обладают худшей памятью, чем их нормально развивающиеся сверстники. Однако экспериментальные исследования показывают, что различия между детьми этих двух групп по средним показателям не всегда значительны.

По уровню сформированности всех трех (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического) видов мышления дети с ЗПР отстают от нормально развивающихся сверстников.

младший школьный-от 7 до I2 лет;

Дети с задержкой психического развития приходят к школе с теми же особенностями, которые характерны для старших дошкольников. В целом это выражается в отсутствии школьной готовности. Знания и представления об окружающей действительности у них неполноценны. Основные мыслительные операции сформированы недостаточно, а имеющиеся неустойчивы. Познавательные интересы выражены крайне слабо, учебная мотивация отсутствует, проявляемое ими желание идти в школу связано лишь с внешней атрибутикой (приобретение ранца, карандашей, тетрадей и т.п.), речь не сформирована до необходимого уровня, в частности отсутствуют даже элементы монологической речи, произвольная регуляция поведения отсутствует. Вследствие этих особенностей детям с задержкой психического развития чрезвычайно трудно соблюдать школьный режим, подчиняться четким правилам поведения, т.е. обнаруживаются трудности школьной адаптации. Учебная деятельность их характеризуется низкой продуктивностью.

У младших школьников с задержкой психического развития внимание неустойчиво и неустойчивость внимания сочетается с повышенной отвлекаемостью.

При отсутствии первичных недостатков зрения, слуха и других видов чувствительности у них отмечаются замедленность и фрагментарность восприятия.

 

В характеристике эмоционально-волевой сферы следует выделить эмоциональную неустойчивость, изменчивость, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, личностную незрелость в целом.

 

Организованная образовательная

деятельность 

Понедельник

1.           Логопедическое занятие

2.           Познание. Формирование целостной картины мира.

3.           Физо.

Вторник

1.           Логопедическое занятие

2.           Художественное творчество

3.           Музыка

 

Среда

1.           Логопедическое занятие

2.           Познание ФЭМП

3.           Физо

 

Четверг

1.           Логопедическое занятие

2.           Художественное творчество (лепка, аппликация)

3.           Музыка

 

Пятница

1.           Логопедическое занятие

2.           Чтение художественной литературы

 

3.           Познание. Конструктивная деятельность

 

Режим дня

 

Дома

 

Подъём, утренний туалет

6.50 – 7.30

В детском саду

 

Приём, осмотр, самостоятельная деятельность

7.00 – 7.55

Утренняя гимнастика

8.10 – 8.20

Самостоятельная деятельность

8.20 – 8.25

Подготовка к завтраку, завтрак

8.25 – 8.45

Индивидуальная коррекционная работа для детей с тяжёлыми нарушениями речи, самостоятельная деятельность детей

8.45 – 9.00

Непосредственно образовательная деятельность

9.00 – 10.00

Второй завтрак

10.00 – 10.10

Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа логопеда с детьми

10.10 – 12.40

Подготовка к обеду, обед

12.40 – 13.05

Подготовка ко сну, дневной сон

13.05 – 15.20

Подъём, водные, воздушные процедуры, гимнастика после сна

15.20 -15.30

Подготовка к полднику, полдник

15.30 – 15.45

Индивидуальная работа с детьми по заданию логопеда

15.45 – 16.10

Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность детей

16.10 – 17.20

Подготовка к ужину, ужин

17.20 – 17.45

Самостоятельная деятельность детей

17.45 – 18.10

Вечерняя прогулка, уход детей домой

18.10 – 19.00

Дома

 

Прогулка

19.00 – 20.00

Возвращение с прогулки, спокойные игры

20.00 – 20.45

Гигиенические процедуры

20.45 – 21.00

Укладывание, ночной сон

21.00 – 6.50, 7.30

 

Годовые задачи

   Развитие речи дошкольников во всех областях

  

Работа с родителями

 

Родительские собрания:

1.     Организационное собрание. 28.09.2017г.                           Повестка: 1.Объявление благодарности родителям, особо отличившимся в подготовке группы к учебному году. 2.Выступление заведующей МБДОУ д.с. № 77 Волковой С.В. 3.Выступление учителя – логопеда об итогах обследования на начало учебного года. 4.Выступление воспитателя Вороновой Н.В. задачи воспитания и обучения детей в логопедической группе. 5. Выступление воспитателя Пудовой Н.В. «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, с учётом специфики группы».

2.     Тематическое собрание «». 28.02.2017

3.     Итоговое собрание «». 25.05.2017

Проектная деятельность:

1.     Из чего делают посуду? (информационно – практико - ориентированный)                                                     Беседы родителей с детьми о разнообразной посуде, рассматривание её.

Предоставление интересных предметов посуды (старинные, декоративные) для выставки «Кухонные диковинки».

 

2.     Домашние питомцы. (исследовательско - творческий)        Беседы родителей с детьми о домашних питомцах.       Предоставление фото.

Циклограмма рабочего времени учителя – логопеда

 

Дни недели

Время

8.00-9.00

9.00-10.00

10.00-12.00

Понедельник

Индивидуальные занятия

Подгрупповые занятия

Индивидуальные занятия

Вторник

Индивидуальные занятия

Подгрупповые занятия

Индивидуальные занятия

Среда

Индивидуальные занятия

Подгрупповые занятия

Индивидуальные занятия

Четверг

Индивидуа

льные занятия

Подгрупповые занятия

Индивидуальные занятия

 

14.00-15.00

15.00-17.00

17.00-18.00

Пятница

Методическая работа

Индивидуальные занятия

Консультативная работа

 

 

Программное обеспечение

·         Образовательная программа МБДОУ г. Иркутска детского сада комбинированного сада № 77

·         «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей», Т.В. Филичева, Г.В. Чиркина

 

Специфика работы логопедической группы

Коррекционно-формирующий аспект воспитания дошкольников с различными видами речевых нарушений в ДОУ является составной частью воспитательно - образовательной системы логопедических групп  нашего детского сада.  Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на устранение дефекта у детей, а также на предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактика дисграфии, совершенствование познавательных процессов, обеспечение личностной готовности к обучению в школе). Достижение цели обеспечивается  постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется на специальных, индивидуальных и фронтальных занятиях, а также созданием единого речевого режима в детском саду ( контроль за речью детей в течение всего дня). Эффективность коррекционно-воспитательной системы в ДОУ определяется чёткой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, где создаются условия для более успешного усвоения программы, микроклимат уважения к личности маленького человека, при этом педагог и ребенок выступают как равноправные  партнеры.

В основе коррекционно-воспитательной работы, осуществляемой в логопедических группах МБДОУ лежит  прежде всего принцип комплексности, он представляет собой взаимодействие различных специалистов (медицинских работников, логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей и др.) в диагностической  работе и в реализации коррекционного процесса. На основании этого принципа реализуется конечный результат коррекционного воздействия: преодоление речевых нарушений путём развития речевой функциональной системы и неречевых психических функций.

Тесная  взаимосвязь специалистов в нашем детском саду прослеживается  при совместном планирования работы. При правильном и чётком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям. Учитель-логопед  ДОУ  является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы. Режим дня и сетка занятий строятся с учётом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а так же решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционных задач. На учебный год составляется  интегративный календарно-тематический, индивидуальный планы работы с каждым ребёнком, все виды деятельности детей (учебная, игровая, изобразительная, конструктивная и др.) взаимосвязаны, систематизированы в рамках лексических тем, над которыми работают в течение одной, двух недель. Воспитатель группы закрепляет приобретённые знания,  интегрируя логопедические цели, технологии в повседневную жизнь детей, помогает ребёнку адаптироваться в коллективе. Усвоение лексического материала базируется на ознакомлении с окружающим и в повседневной деятельности.

 При  планировании и проведении занятий   по каждому разделу, педагоги эффективно используют разнообразные методы и приемы (игровые ситуации, решение логических задач, создание ситуации успеха, ситуации сомнения, экспериментирование, задачи-загадки и т.д.), тем самым поддерживая положительное отношение ребенка к познавательной       деятельности.

Музыкальный руководитель формирует движение под музыку, развивает фонематический и музыкальный слух.

Педагог-психолог проводит релаксацию, учит детей управлять эмоциональным настроем, формирует благоприятный микроклимат,  оказывает помощь детям в адаптации к детскому саду, определяет готовность дошкольников к обучению в школе.

Инструктор по физической культуре способствует оздоровлению детского организма, развивают общую и мелкую моторику, формирует положительные личностные качества.

В нашем учреждении успехи коррекционного обучения достигнуты благодаря чёткому взаимодействию педагогов с родителями воспитанников. Коррекционно - педагогический процесс с семьёй включает три блока: просветительский, консультативный и собственно коррекционную работу.

Задачей просветительского блока коррекционной работы с семьёй является ознакомление с основными закономерностями развития ребёнка, с индивидуальными психологическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза. Педагогами организуются                       «Родительские собрания», «Круглые столы».

    Консультативный  блок представлен индивидуальными формами работы с семьёй  ( организация индивидуальных консультаций специалистами ДОУ, информационных стендов и др), которые помогают родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье.

    Коррекционная работа направлена на создание в семье оптимальных условий для развития ребёнка. В данном блоке используются: беседа с каждым членом семьи; групповые занятия с детьми, которые посещают родители; посещение родителями индивидуальных занятий; ежедневная работа по заданию логопеда; мастер – классы.