Консультирует учитель-логопед

Формирование лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека.

Практическое усвоение лексических средств языка – первая задача обучения детей дошкольного возраста.

Основные задачи обучения:

- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; - формирование правильного произношения;

- подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты;

 

- развитие навыков связной речи.

Нужен ли ребенку логопед?

Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития отстает от нормы. Трехлетний ребенок употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда)

 

В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, Употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под) и союзы (что, куда, сколько)  

Использование ИКТ для автоматизации навыков звукопроизношения детей с ТНР 5-7лет

Соловьева Любовь Ивановна, учитель-логопед

 

 

Нарушение    звукопроизношения    у    детей    являются    достаточно изученным  разделом   в  логопедии, и  методика  их  преодоления  в основном разработана. Автоматизация звуков – это последовательное, постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в связную речь. С точки зрения нейрофизиологии этот процесс представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей и требует большого числа повторений, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада [3]. Работая с детьми, имеющих тяжелые нарушения речи, я столкнулась с проблемой: у детей с тяжелыми нарушениями речи процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков проходит в длительном периоде. Однообразность и монотонность работы по автоматизации поставленного звука снижает интерес ребенка, желание заниматься.

 

 

Короткая уздечка: логопед или стоматолог?

Учитель-логопед: Соловьева Л.И.

Уздечка языка служит для управления его подвижностью, соединения с дном полости рта, регуляции дыхательной, жевательной и речевой функций. В норме она расположена вдоль внутренней  поверхности языка, начинается от его середины и заканчивается у основания десен нижних резцов. Короткая уздечка языка по-научному называется анкилоглоссией, что в переводе с греческого означает «изогнутый язык», и является достаточно распространенной врожденной патологией.

Консультация для родителей и педагогов.

 

«Развитие речи у детей дошкольного возраста»

Учитель-логопед: Соловьева Л.И.

 

У детей дошкольного возраста продолжается процесс развития речи – они осваивают родной язык. Освоив первоначальные формы самостоятельности, ребенок 3-7 лет быстро накапливает свой чувственный и практический опыт. Виды деятельности становятся более разнообразные: речевые занятия, формирование математических представлений, занятия эстетической направленности, творческие, сюжетные, настольные,  дидактические игры, общение с товарищами и взрослыми в бытовой деятельности.

Учимся играя!

Консультация

 

Учитель-логопед: Соловьева Л.И.

 

Жизнь ребенка – это игра, в которой он познает мир, учится, развивается, растет.

Дошкольное детство - сензитивный период развития всех психических процессов, где игра является важнейшей специфической деятельностью.

 

           Игра является эффективным средством развития речи детей.    В игре проявляются особенности мышления и воображения, эмоциональность, активность, развивающаяся  потребность в общении. Желание поделиться впечатлениями с окружающими и понимающими их людьми.                      

Педагогические формирования речи у детей раннего дошкольного возраста

Развитие речи осуществляется в разные моменты воспитательно-образовательного процесса. Из общей задачи формирования речи можно выделить частные задачи, соответствующие основным компонентам языка и речи: формирование речи у детей раннего возраста

 

В течение трех лет жизни в развитии речи ребенка происходит громадный сдвиг т.к. быстрыми темпами идет развитие и усвоение языка: на первом году жизни развиваются голосовые реакции, подражание и понимание, усваиваются первые слова. На втором - понимание и подражание, активная речь.  На третьем – понимание, активная речь, словарь, грамматические формы, различные предложения.

Роль родного языка в развитии личности ребенка

Родное слово – основа всякого

умственного развития  и сокровищница всех знаний.

 К.Д. Ушинский

 

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека.

В психологии, педагогике и философии язык и речь рассматривается как узел, в котором сходятся все психические процессы: мышление, память, эмоции и т.д., коммуникативные навыки общения и ценности духовной культуры.

Язык – объективно существующее явление в духовной жизни человеческого общества. Это система знаков, функционирующая как средство общения и орудие мысли.

Речь – процесс общения посредством языка. Передача знаний, отношений, чувств – функция коммуникации, которая выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакт с людьми.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции.

Развитием называют процесс изменений, представляющих собой переходы от простого к все более сложному, от низшего к высшему, процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к качественным изменениям.

Развитие человека проходит следующие возрастные ступени:

Ø    младенческий возраст;

Ø    ранний детский возраст;

Ø     дошкольный возраст;

Ø     младший школьный возраст;

Ø     подростковый возраст;

Ø    юношеский возраст;

 

Ø      зрелость.

Формирование правильной дикции у дошкольников

Полноценным средством общения речь является лишь тогда, когда сохранны все её структурные компоненты.

   К сожалению, у современных детей все чаще встречаются недостатки в выражении эмоционально-смыслового высказывания, отмечаются признаки гипомимии, проявляющиеся в трудностях выражения на лице эмоциональных состояний, а также неясность, торопливость речи с ошибками в произношении.

   Причины плохой дикции – вялость языка, неповоротливость губ и нижней челюсти. Качество дикции обеспечивается точностью и синхронностью работы артикуляционного, дыхательного и голосового аппаратов. Свободное звучание речи возможно лишь при отсутствии напряжения во всем теле (мышечных зажимов).

    Снять напряжение мышц, ощутить свободу в области гортани, дышать во время речи легко и глубоко, передавать голосом эмоции и чувства, «оживлять» речь интонацией – одна из задач, стоящих перед логопедом, работающим с детьми.

 

   Такую необходимость диктует время. Во-первых, детей с дефектами речи, к сожалению, становится все больше. Во-вторых, в любой сфере человеческой деятельности нужны профессионалы, умеющие красиво и правильно говорить.

Комплексное воздействие в МБДОУ осуществляется поэтапно.

   На первом, подготовительном, этапе происходят:

  • развитие речевого дыхания;
  • артикуляционной моторики голоса;
  • формирование умения расслаблять группы мышц, мешающих свободной звукоподаче.

   На втором, тренировочном, этапе дети упражняются:

 

  • в правильном речевом дыхании (рационально озвученном выдохе);
  • высвобождении мышечных зажимов;
  • умении пользоваться средствами выразительности (голосом и эмоциями);
  • правильной и четкой дикции.

   На третьем этапе дети закрепляют и совершенствуют умения пользоваться средствами выразительности в экспрессивной речи без напряжения и усилий.

   Этапы между собой тесно связаны и взаимообусловлены. Упражнения выполняются в последовательности, изложенной в конспекте.

   Занятия состоят их трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Их структура меняется от этапа к этапу.

   На первом этапе особое внимание уделяется гласным звукам. Ведь именно гласные очень эффективны в работе над голосом и оттенками, так как подвижность голоса, его высота, громкость, тембр и темп речи – важнейшие средства выразительности, создающие своеобразный, мелодический рисунок каждого слова и фразы, придающие речи музыкальность.

 

   Наша речь насыщена стечениями согласных, обеспечивающих разборчивость, понятность, стилистическую грамотность звучащего слова. Такие стечения представляют немалую трудность для произношения, поэтому на втором этапе больше времени отводится согласным звукам. В чисто- и скороговорках особое внимание обращается на быстроту, четкость произношения каждого звука. Тренировка дикции на материале коротких, забавных, живых, познавательных, очень веселых стихотворений-образов способствует речевому и личностному развитию детей.

   Продолжается работа над подвижностью и благозвучием голоса. Дети познают секреты звучащей речи, учатся «оживлять» её интонацией практически. Например, повышение голоса на том слове, в котором заложен смысл вопроса, - это вопросительная интонация. Восклицательная и повествовательная интонации произносятся соответственно с повышением или понижением голоса к концу предложения. Интонация предложения тесно связана и с логическим ударением. В речевом звене (предложении) интонационный центр – главное по смыслу слово.

   Добрые потешки, песенки можно сопровождать движениями. Это поможет почувствовать ритм, развивает внимание, пантомимику, координацию. Дети учатся общению друг с другом. Непроизвольное запоминание стихов-диалогов в процессе деятельности тренирует память. С этой целью в каждое занятие включена динамическая пауза на заданный звук (1-2 мин.).

   На каждый звук планируются два занятия. на первом дети учатся интонировать голосом услышанное, а на втором пытаются делать это самостоятельно, опираясь на слуховую, зрительную и мышечную память.

   Методика работы с детьми в играх-драматизациях, инсценировках традиционна. Нужно только помнить, что любая эмоция имеет внешнее выражение, яркую форму (мимику, пантомимику, оттенки голоса).

   На занятиях широко применяются наглядность, атрибутика.

   Ожидаемые результаты – свободное владение голосом, дыханием, мимикой, жестами, выразительной интонацией. Этот результат во многом зависит от взрослого. Дети усваивают язык практически, по подражанию заимствуя у взрослых словарь, стиль, тон. манеру говорить, т.е. методом имитации,  который применяется, начиная с самой ранней возрастной группы и во всех последующих.

 

   От взрослого зависит, будут ли выявлены и развиты все потенциальные возможности ребенка, заложенные в нем природой, и тогда:

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных прерывается на миг.

И тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Звучат в согласных серебро и медь,

А гласные даны тебе для пенья.

И счастлив будь, коль сможешь ты пропеть

Иль даже продышать стихотворенье.

 

С. Я. Маршак.

Статью подготовила учитель-логопед Агеева В.Н.

 

на основе  материалов Романовой Г.В.

 

 

Речь-функция головного мозга

 

Причины задержки речевого развития

 

Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольника?

 

Речевая карта

 

Речевые нарушения

 

Развитие эмоциональной сферы

 

Ребенок плохо говорит

 

«Обучать ли ребенка письму»

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

 

ДЕТИ и телевизор

 

Как будет говорить ваш ребенок

 

КАПРИЗНЫЙ РЕБЕНОК

 

Обучать ли ребенка чтению

 

Ориентация в пространстве

 

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЮ ОТ РЕБЕНКА

 

Подъязычная уздечка

 

Развитие слухового восприятия у детей

 

Развитие фонематического слуха

 

Рука развивает мозг

 

Шнуровка

 

ЭТИ 7 ПУНКТОВ ЛУЧШЕ НЕ ТРЕБОВАТЬ ОТ РЕБЕНКА

 

Консультация - артикуляционная гимнастика 

 

Консультация - Готовность ребёнка к школе

 

Консультация - Как заинтересовать ребёнка чтением

 

Консультация - Когда нужно обратиться к логопеду

 

Консультация - мелкая моторика

 

Консультация - Сказка о язычке

 

Консультация для родителей Космическая игротека

 

Консультация о заикании

 

Формирование связной речи

 

Формирование слоговой структуры слова у детей

 

Овладение структурой родного языка осуществляется ребенком за достаточно короткий временной период.

Первые слова, которые начинает произносить ребенок, очень просты по своему звуковому и слоговому составу.  Ребенок начинает воспроизводить слоги, слова в порядке сравнительной силы. Так, из всего слова передается только ударный слог, затем  - первый предударный  и, наконец, слабые безударные слоги. Точное воспроизведение слогового ряда, к сожалению, не всегда удается ребенку. Этот дефект произношения называется «слоговой структурой слова».

По данным А.Н. Гвоздева, подготовка слуха к восприятию речи завершается к 1 году 7 месяцам. Трудности овладения слоговым составом слова являются закономерными для детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет. Маленькие дети могут переставлять,  пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове. Необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения.

К старшему дошкольному возрасту почти все дети могут произносить слова любой сложности. Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи. Поэтому, развивая эту сторону речи ребенка, мы будем развивать как фонематический слух, так и чувство ритма.

Основные приемы коррекции и развития слоговой структуры слова.

Любой предмет состоит из частей, всё можно разделить на части. Предложите разделить яблоко, шоколад, чтобы угостить членов семьи. У каждого предмета есть свое «имя», слово, которым его называем. Слова тоже можно делить на части, СЛОГИ.

Игра «Лягушка»

Сделать из бумаги (оригами) лягушку (можно любую поделку, чтобы можно было вставить руку и закрывать и открывать рот) Произносим слова, а лягушка их «кушает»

Игра «Отхлопай слово»

Любое слово  можно отхлопать. Например, отхлопаем  слово «собака»   (хлопаем  на каждый слог). Мы его произносим  по частям. Любое слово можно отхлопать, даже короткое.

Игра «Прошагай словечко»

Мы отхлопывали слова, а их можно  и прошагать. Например, придумали мы слово: сани (делаем  шаг на каждый слог). Сколько шагов мы сделали? Совершенно верно – 2 шага. Это длинное слово или короткое?

Игра «Сколько слогов в слове»

Посмотрите на картинки, выберите себе игрушку и определите, сколько слогов в названии этой игрушки.

 Себя можно проверить:

Ø  надо  подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове;

Ø  закрыть уши руками и произнести слово. Сколько раз

прозвенит в ушах «звонок», столько и слогов.

Литература:  

Г.В. Бабина, И.Ю. Сафонкина. «Слоговая структура слова»;

С.Е. Большакова: «Преодоление нарушений слоговой структуры слова»;

 

С. Васильева, Н Соколова. « Логопедические игры для дошкольников»

Логопед советует

Значение артикуляционной гимнастики в развитие речи ребенка

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, для тренировки органов артикуляции необходимых для правильного звукопроизношения:

ü    помогает улучшить подвижность органов артикуляции необходимых для правильного произношения звуков;

ü    увеличивает объём и силу движений;

ü     вырабатывает точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

            Практически у всех детишек-дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованы. В дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

ü    Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста;

Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены;

ü    Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

ü    Чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Рекомендации к проведению упражнений:

ü    Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Можно воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

ü    Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

ü    Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

ü    Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

ü    При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Можно «отправиться в путешествие» в сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевая кукла тоже может побеседовать с малышом.

ü    Основная трудность для родителей в организации домашних логопедических занятий — нежелание ребенка заниматься. Необходимо заинтересовать ребенка. Так как основная деятельность — игра, то занятия должны строиться по правилам игры.

ü    Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.

ПОМНИТЕ!

Артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат вашего ребёнка к правильному произношению, но не сможет заменить собой специалиста-логопеда.

Веселая артикуляционная гимнастика Н.В.Нищева

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение.

Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушение  звукопроизношения.

 

У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.
          Вот простые упражнения, которые вы с ребенком можете делать.

Бегемотик

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3-4 раза.

Бегемотик рот открыл

Подержал. Потом закрыл.

Подразним мы бегемота-

 

Подшутить над ним охота.

Улыбка

Учимся делать упражнение, которое логопеды называют «Улыбка». Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог,

 

Вот, смотри. Сейчас.

Хоботок

Учимся делать упражнение «Хоботок». Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3-5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

 

И слоненку покажи.

Хомячок

Учимся делать упражнение «Хомячок». Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3-5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

 

Хомячок надует щечки,
          У него зерно в мешочках.
          Мы надуем щечки тоже,
          Хомячку сейчас поможем.

Лопата

Учимся делать упражнение «Лопата». Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

 

Устала собачка и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнет, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.

 

Лопатка

 

Котенок любит молоко:
          Нальешь - и нет ни капли вмиг.
          Лакает быстро и легко,
          «Лопаткой» высунув язык.

Котёнок лакает молоко

Учимся делать упражнение «Котенок лакает молоко». Широко открываем рот, делаем 4-5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение.

 

Язычка загнем края,
              Делай так же, как и я.
              Язычок лежит широкий,
              И, как чашечка, глубокий.

Чашечка

 

Учимся делать упражнение «Чашечка». Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Качели

Учимся делать упражнение «Качели». Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык. Переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

 

Выше дуба, выше ели,
              На качелях мы взлетели.
              А скажите, вы б сумели
              Язычком «качать качели»?

Иголочка

Учимся делать упражнение «Иголочка». Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3-5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

У птички клювик очень колкий,

 

И тонкий, острый, как иголка.
      Взгляни-ка рядом на страницу:
      Мой язычок - как клюв у птицы.

Маятник

Учимся делать упражнение «Маятник». Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

 

Язык, как маятник часов,
              Качаться вновь и вновь готов.
              Котенок улыбается,
              Он, как и ты, старается.

Вкусный мёд

Учимся делать упражнение «Вкусный мед». Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

 

 

Знает это весь народ:
                Любит мишка вкусный мед.
                Язычком губу оближет,
                И подсядет к меду ближе.

 

Мостик

 

Учимся делать упражнение «Мостик». Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3-5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

 

             Выгни язычок, как спинку,
             Выгнул этот рыжий кот.
             Ну-ка, рассмотри картинку:
             Он по мостику идет.

Орешек

Учимся делать упражнение «Орешек». При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6-8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

 

 

Белка щелкает орешки
 Обстоятельно, без спешки.
 Упираем язычок
 Влево-вправо, на бочок.

Литература:

Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. - Спб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.

Косинова Е.  М. Артикуляционная гимнастика. - М.: ОЛИСС, Эксмо, 2007.

 

Подготовил учитель-логопед высшей квалификационной категории Соловьева Л.И.

Ребенок плохо говорит...

Учитель-логопед

высшей квалификационной категории Соловьева Л.И.

 

В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклон­ный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьезных отклоне­ний от нормы. Родители спрашивают себя: «Почему это происходит?»

 

Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины следует искать и в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, и в том, что, уже будучи беременной, будущая мама зачастую не готова к материнству, а беременность, роды и период новорожденности малыша проходят не без осложнений. К тому же с великим сожалением можно отметить, что все меньше родителей уделяет должное внимание речевому развитию своих детей.

Не слушайте знакомых и даже врачей, которые будут убеждать Вас в том, что если ребенок не заговорил до двух лет, то сделает это в три года. Да, проявление индивидуальных темпов развития речи, возможно. Есть дети, которые молчат до трех лет, а потом начинают говорить много, правильно произносят все звуки, а их связная речь развивается стреми­тельно. Но количество таких малышей крайне невелико, а процент случаев речевой патологии разной степени выраженности неуклонно растет. Возможно, кто-то будет успокаивать Вас тем, что многие известные люди картавили и шепелявили. Но далеко не все дети с подобными дефектами речи становятся успешными людьми, и часто именно речевые проблемы являются причиной их неудач.

Поэтому, если ребенок не говорит ни в год, ни в полтора, ни в два года и особенно если в течении беременности матери, родов и раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не теряйте времени, обратитесь к неврологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше Вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из нее.

 

Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарства, которые может назначить ребенку невропатолог. Прочитав аннотацию к препаратам груп­пы ноотропов, которые иногда назначают детям с речевой патологией, родители отка­зываются от лечения, не задумываясь о том, что это может привести к направлению ре­бенка в речевую школу, потому что в обычном образовательном учреждении неговорящий малыш учиться не сможет. Не теряйте вре­мени! И не отчаивайтесь, даже когда диагноз уже поставлен и пугает Вас.

Помните о немаловажной роль домашних занятий с малышом. Не­обходимо стимулировать любые проявления активности крохи, радоваться каж­дому произнесенному им звуку. Следует использовать различные дидактические игры (составление целого из частей — разрезные картинки, кубики с картин­ками, пазлы, игрушки-собирайки, игрушки-вкладыши), продуктивную деятель­ность, общение в быту. Играя, рассказывайте крохе, что вы делаете: «Возьмем кубики, Машенька. Вот кубики. Будем строить дом!» Оречевляйте весь процесс ухода за ребенком. Говорите с малышом постоянно: «Сейчас мы будем мыть ручки. Что мы будем делать? Правильно. Мыть ручки. Катя хочет спать. Сейчас мы пойдем спать» и т.п. Используйте повторы языкового материала, пусть Ваш ребенок постоянно слышит знакомые словосочетания. Пойте крохе колыбельные, рассказывайте небольшие потешки-пестушки и самые простые народные сказки («Курочка Ряба», «Репка»), рассматривайте картинки в книжках. Следует по­мнить, что общение и деятельность являются важнейшими факторами формирования словаря.

Нормальное речевое развитие ребенка

 

Первый крик своего малыша родители слышат еще в родильном зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у ребенка до восьми недель. Криком ребенок сигнализирует о со­стоянии дискомфорта.

Возраст от 2 до 5 месяцев специалисты называют периодом гуления. Если Ваш ребенок развивается в соот­ветствии с возрастной нормой, он активно гулит, про­износит нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу». Гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление связано с эмоциональным общени­ем с взрослым. Разговаривая с крохой, вы стимулируете его речевое развитие.

В 2,5—3 месяца у младенца появляется первый смех. Он с удоволь­ствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого ды­хания. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взросло­го, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову.

В 4 месяца у ребенка отмечается так называемый «комплекс оживле­ния» со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Малыш ра­достно сучит ножками и машет ручками, гулит и смеется в ответ на обращение мамы или другого взрослого.

К 5—6 месяцам нормально развивающийся младенец начинает лепе­тать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо». Именно в пять месяцев у малыша появляется внима­ние к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как Вы произносите звуки. Не сюсюкайте с ребенком, говорите четко и правильно. Это очень важно! Если Ваш малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Необходимо срочно показать ребенка отори­ноларингологу и провести углубленное исследование состояния слуха.

Примерно с 7 и 8 месяцев в речевом развитии малыша начинается период лепетного декламирования. Ребенок произносит цепочки слогов с разными интонациями.

К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоци­ональное общение с малышом приобретает особенное значение для его развития. Ребенок все чаще произносит слоги и цепочки слогов, под­крепляемые взрослым.

 

К году в его словаре будет уже 10—15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т. п.

К 1,5—2 годам в речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!» Можно отметить появле­ние  в  активной речи ребенка первых прилагательных:  «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий».

К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б'], [п], [п5], [м], [м3], [т], [т5], [н], [н']5 [к], [к']5 М, [г'], [в], [в'], [ф], [ф']), строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения («Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя в его речи еще достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки [с], [с'], [з], [з']5 использует в речи сложноподчиненные предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [р]. Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения.

К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.

В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.

С 7 лет начинается школьный период развития речи ребенка.

 Данные взяты с сайта http://www.kolocolchik.ru/

Развитие эмоциональной сферы дошкольника

 

Учитель-логопед

высшей квалификационной категории Соловьева Л.И.

 

Эмоциональные переживания сопровождают ребенка и в творчестве, и в игре, и в общении. От эмоционального благополучия зависит успешность любой деятельности.

Комфортное общение — условие не только для познавательного, творческого, но и для социального развития.

Ласковое обращение, уважение к маленькому человеку, поддержка вселяют в ребенка уверенность в своих силах, ему хочется радовать взрослых своими достижениями. Особенно сильно в этом нуждаются неуверенные, тревожные дети.

Слишком строгое отношение может привести к нежеланию ребенка чем-либо заниматься, пробудить в нем строптивость или замкнутость. Если ребенок не хочет ходить на занятия, узнайте причину, поговорите с ребенком, понаблюдайте за тем, как он занимается, проведите диагностику настроения с помощью цветового теста эмоциональных состояний М. Люшера.

Полученные результаты необходимо соотнести с вашими наблюдениями за ребенком во время занятий или наблюдениями педагога.

Для диагностики потребуется 8 цветных квадратиков, которые представлены на рисунке.

 

Ребенку предлагается выбрать квадратик, который похож на его настроение во время занятия, а потом квадратик-настроение во время общения с педагогом. Далее для сравнения вы можете предложить ребенку выбрать цвет, который похож на его настроение дома, в детском саду, когда он общается с мамой, другом и т. д.

Синий цвет — этот цвет выбирают спокойные, чувствительные дети. Их настроение в целом положительно, хотя присутствует некоторая печаль. У ребенка существует потребность в глубоком, понимающем его собеседнике, в индивидуализированном общении. Занятия, где нет личного контакта с педагогом, им не комфортны, они замыкаются в себе, грустят.

Зеленый цвет — этот цвет выбирают дети с высоким уровнем притязаний. Они испытывают потребность быть первыми, потребность в похвале. Еще для них значимо уважительное к ним отношение со стороны педагога и сверстников, они любят, чтобы их ставили в пример другим.

Красный цвет — этот цвет предпочитают энергичные, активные дети. Им нравится пошуметь, пошалить, могут быть заводилами в играх. Цвет показывает, что на занятиях у ребенка хорошее, активное состояние.

Желтый цвет означает, что ребенок ожидает от занятий только хорошего, склонен слушаться педагога, выполнять его указания.

Фиолетовый цвет — цвет слишком детского поведения, потребность в опеке, похвале. Ребенок может не соблюдать дистанцию в отношениях со взрослыми, в случае слишком строгих, жестких требований может капризничать, закатить истерику. В целом настроение положительное.

Коричневый цвет — цвет тревоги, дискомфорта не только эмоционального, но и физического. У ребенка может болеть голова, живот, его может затошнить. Ребенок может переживать из-за того, что его достижения не соответствуют ожиданиям педагога или родителей.

Черный цвет — этот цвет выбирают дети, которым не нравится то, что происходит на занятиях, они выражают свой протест, бунтуют, не подчиняются требованиям взрослых. Это состояние открытого конфликта с педагогом или сверстниками, или с той деятельностью, которой им приходится заниматься.

Серый цвет — цвет пассивного неприятия. Серое настроение означает, что ребенок скучает на занятиях, что он безразличен к происходящему, не вникает в процесс, пропускает мимо ушей указания педагога. Часто это происходит оттого, что ребенок не видит смысла в занятиях, поскольку у него не получается выполнять требования.

Таким образом, синий, зеленый, красный, желтый и фиолетовый цвета говорят об эмоциональном благополучии ребенка, а коричневый, черный и серый — о неблагополучии. На основе интерпретации цвета и наблюдений за поступками и поведением ребенка вы можете понять, насколько комфортны для него занятия.

Положительные эмоции, интерес к занятиям, доверительное отношение к педагогу, товарищеское, дружелюбное общение со сверстниками имеют огромное значение для развития способностей и достижения успехов.

 

 

 

            Предшкольная пора

Учитель-логопед Соловьева Л.И.

 

Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться.

Дошкольный возраст – замечательный период, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Все это развивается в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании, музицировании… Есть целый список видов деятельности, в которых развивается маленький по возрасту человек. Учение в этот список не входит. Готовность ребенка к школе определяется всегда факторами его развития.

Исследования готовности детей к обучению в школе при переходе от предшкольного к начальному общему образованию показали, что обучение должно рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность.

Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелости организма ребёнка, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности.

Психологическая готовность к школе необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка. Сложная системная характеристика психического развития ребёнка 6–7 лет, которая предполагает сформированность психологических способностей и свойств, обеспечивающих принятие ребёнком новой социальной позиции школьника. Возможность выполнения им учебной деятельности сначала под руководством учителя, а затем переход к её самостоятельному осуществлению. Усвоение системы научных понятий, освоение ребёнком новых форм кооперации и учебного сотрудничества в системе отношений с учителем и одноклассниками.

Психологическая готовность к школе имеет следующую структуру: личностная готовность, умственная зрелость и произвольность регуляции поведения и деятельности.

Личностная готовность включает мотивационную готовность, коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость.

Мотивационная готовность предполагает сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), учебных и познавательных мотивов. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста желание детей поступить в школу, с другой — развитие любознательности и умственной активности. Мотивационная готовность характеризуется первичным соподчинением мотивов с доминированием учебно-познавательных мотивов.

Коммуникативная готовность выступает как готовность ребёнка к произвольному общению с учителем и сверстниками в контексте поставленной учебной задачи и учебного содержания. Коммуникативная готовность создаёт возможности для продуктивного сотрудничества ребёнка с учителем и трансляции культурного опыта в процессе обучения.

Человеческую деятельность постоянно сопровождает речь.   От качеств речи зависит  успешность  обучения детей в школе, дальнейшая жизнь в социуме.

                        Дошкольное детство, короткий, но важный период становления личности. Это сензитивный период формирования знаний об окружающей жизни, выработки навыков и привычек поведения, развития всех психических процессов.

Большое участие в педагогическом процессе подготовки к школе должны принять родители дошкольников. Их помощь связана, прежде всего, с физическим и эстетическим воспитанием детей. В семье должны быть созданы условия для развития основных движений, для спортивных упражнений и закаливания ребенка. Проведение прогулок, посещение музеев и театров, слушание музыки и семейные праздники — все это обеспечит всестороннее развитие ребенка, что поможет будущим школьникам легко адаптироваться в школе, успешно усваивать школьную программу.

 

 

Взаимосвязь развития речевой функции и моторики, графических навыков у детей дошкольного возраста


Учитель – логопед

высшей квалификационной категории Соловьёва Л.И.

Консультация Сол.Л.И..docx
Microsoft Word документ 111.7 KB

Причины задержки речевого развития 

Консультация для родителей


Учитель – логопед

высшей квалификационной категории Соловьёва Л.И.

 

Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.
            Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.

Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание).

Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его «чтению с губ», не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с 3-х – 4-х летнего возраста.

Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать. У них достаточно развиты память и внимание.

Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши – в правом полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции.

Переучиваямалыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет «проекционной» базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата.

В результате развивающаяся на базе слухового восприятия речь «не знает», в каком полушарии ей «осесть». Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха. Но не менее важно, что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие. Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе. Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой причине у него может развиться заикание. А его преодолеть трудно. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.

 

 

Комментарии: 0

Речь – функция головного мозга

Консультация для родителей


Учитель – логопед

высшей квалификационной категории Соловьёва Л.И.

 

Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью артикуляции и аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования. Центральное звено всего аппарата речи – кора головного мозга (у правшей – преимущественно левого полушария, у левшей – наоборот), где сосредоточены представительства доминирующей руки, речеслухового и кинестического (мышечного) анализаторов.

            У ребенка процесс развития речи разделяют на три периода:

Первый – подготовительный– включает крик, гуление и лепет. Криком младенец подает сигнал родителям, например, о том, что голоден. А благодаря голосовым реакциям гуления (звукам типа ау, эу), постепенно приобретающим различную интонационную окраску, усваивает интонационную систему языка, копирует интонации окружающих его людей. Гуление – следствие случайно возникающих позиций будущего артикуляционного аппарата – губ, языка, мягкого нёба, глотки и гортани. У детей всего мира оно одинаковое. Наблюдается и у глухих младенцев, у которых не было звукового контакта с матерью.

 К шести - восьми месяцам жизни малыш начитает лепетать. Произносить звуки типа ма, па, ба, на, ди (иди), да (дай) и т. п. Звуковой состав лепета – результат кинестетической «настройки» артикуляционного аппарата по слуховому, акустическому подражанию речи окружающих. Одновременно ребенок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, как правило, из одного слога.

Если гуление не перешло в лепет, родителям стоит забеспокоиться, все ли в порядке у младенца со слухом.

Во втором периоде, примерно с восьми-девяти месяцев жизни, малыш

начинает глобально воспринимать звучание некоторых слов, взглядом или указательным жестом «отвечать» на вопросы: «где папа?», «где птичка?». Он радуется, что его понимают, подражает взрослым в играх с игрушками, в манипулировании ложкой, чашкой. Слов еще нет, но интонации – восклицания уже варьируются: чувства радости и недовольства вокализируются, сопровождаясь характерными звуками: а-а-а, у-у-у. Лепет делается продолжительнее, обогащается интонационная окраска, звуки начинают повторяться (ба-ба-ба, ма-ма-ма) и превращаются в слова, которые, в свою очередь, становятся компонентами мышления.

И хотя произношение слов еще очень несовершенно, ребенок вкладывает в них определенный смысл. Видя, что мама пришла или уходит, он произносит слово ма-ма. Это так называемые слова-предложения. К концу первого года жизни появляются звукоподражательные слова типа ав-ав (собака), би-би (машина), тик-так (часы).

 

В третьем периоде, ведущем отсчет со второго года жизни, малыш уже понимает обращенную к нему речь, по слову выполняет простые поручения. У него появляется целенаправленный указательный жест, сопровождаемый звуками с интонацией требования, которые означают: назови. Ребенок настойчиво перемещает указательный пальчик с одного предмета на другой, по нескольку раз возвращается к уже «пройденным» предметам, пока не «насытится» сознанием того, что разные предметы имеют разное название. Период активного указательного жеста является большим скачком в становлении первого этапа детского конкретно-образного мышления, связанного с первичным выделением на слух звуковой оболочки слова. В это время закладывается пассивный словарь ребенка. Бурное развитие понимания речи, на несколько месяцев, опережает развитие устной речи. Нередко пауза между тем, когда ребенок стал показывать пальцем на тот или иной предмет, и моментом, когда он произносит слово, обозначающее предмет, насчитывает пять-восемь месяцев. Наконец, наступает черед, когда малыш делает попытку связать два слова во фразу (мама дай).

           Слышащий ребенок, воспринимая правильную, не сюсюкающую речь матери, начинает говорить в 14-18 месяцев со дня рождения. У разных детей развитие речи может протекать по-разному. У одних довольно медленно формируется высказывание из двух-четырех слов, зато такие малыши примерно к году и восьми месяцам овладевают произношением почти всех звуков родного языка. У другой группы ребятишек бурно развивается мелодика речи, они произносят длинные фразы, но оперируют несколькими слогами, многие звуки не выговаривают. В таких случаях только мама может разобрать, что сказал ее малыш. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков; вероятно, это обусловлено более пластичной нервной системой первых.

 

           К полутора годамвозникает первый период вопросов: «что это?». В активном словаре такого человечка уже 30-35 слов, состоящих из одного-двух слогов и произносимых при помощи шести-восьми звуков с разными слоговыми вариациями, которые понимает не всякий взрослый, но это уже общение с помощью речи.

 

         К двум годам словарь малыша достигает примерно 300 слов. Он активно употребляет наречия и глаголы. На третьем году жизни усваивает первые грамматические формы, выстраивает многословные фразы со сложными и придаточными предложениями, предлогами, прилагательными, наречиями, вопросительными словами.

После двух с половиной лет у ребенка, кроме обилия прилагательных, появляются причастия, сложные предлоги через, вдоль и др., а к концу третьего года жизни – соединительные союзы и местоимения. Основное формирование речи заканчивается, но ее совершенствование продолжается на четвертом и пятом годах жизни. Это период вопросов: «почему?», «зачем?».

Комментарии: 0

Речевые нарушения и причины их возникновения

 

Учитель-логопед высшей квалификационной категории: Соловьева Л.И.

 

Если 4-5 летний ребенок хорошо слышит, но говорит мало и неразборчиво, может оказаться, что у малыша общее недоразвитие речи (ОНР).

   Это сложный дефект, который требует коррекции со стороны логопедов, родителей и воспитателей.

Современный ребенок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые предложения; без труда пересказывать сказки и рассказы. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко произносит многосложные слова (см. схему Гвоздева «Норма речевого развития ребенка»)

   ОНР может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов (му-му, би-би). В любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы:

ФОНЕТИКА – нарушено:

  • восприятие и различение звуков на слух, особенно сходных по артикуляции и близких по звучанию (с-ш, з-ж, п-б и т.д.);
  •  слов близких по звучанию, но разных по смыслу (мишка-миска, коза-коса и т. д.); повторение за взрослыми сходных слов ( Маша-Даша-каша).
  •  Искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов (фотография - атаграфия)

·         ЛЕКСИКА - трудности в назывании:

·         частей предметов и объектов (сиденье, ствол, фундамент, затылок, виски и т. д.)

·         глаголов, выражающих утонченность действий. Лакает, лижет, грызет, откусывает, жует – все выражает глаголом «ест»

·         приставочных глаголов (подплыл, отплыл, приплыл и т.д.)

·         антонимов (гладкий - шершавый и т. д.)

·         относительных прилагательных (шерстяной, песчаный, земляничный и т. д.)

ГРАММАТИКА – чаще всего распространены ошибки:

·         в употреблении предлогов (платок лежит кармане и т.д.)

·         согласовании различных частей речи (подошел к два коня и т.д.)

·         в построении предложений (шел Петя лес грибы собирать и т. д.)

В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности:

·         развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются и отсутствием четкости, последовательностью изложения, отрывочностью;

·         отсутствие ритма и чувства рифмы мешает заучиванию стихотворений.

 Для детей с ОНР характернанедостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

§  Нарушены внимание и память;

§  Нарушена пальцевая и артикуляционная моторика.

§  Недостаточно сформировано словесно-логическое мышление:

·         Дети трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточности в рисунках- шутках, не всегда выделяют слова по заданному признаку (хлопнуть в ладошки, если будет названа одежда и т. д.)

·         Неточность или слабость подвижных органов артикуляции: языка, губ и т.д. Установлено, что связь движений пальцев и речи взаимообусловлена: пальцы малоподвижны – речь нечеткая, неточная. Такие дети с трудом держат правильно ложку, карандаш, не могут зашнуровать ботинки.

·         испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Суждения и умозаключения отрывисты, логически не связаны между собой.

·         В процессе общения между собой некоторые дети слишком подвижны, возбудимы, а иные наоборот, вялые, не проявляют ни к чему интереса. Есть дети агрессивные, либо ранимые, обидчивые.

Причинами ОНР являются:

  • различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном развитии, так и во время родов (родовая травма, асфиксия); а также первые годы жизни могут привести ребенка к общему недоразвитию речи.

    Среди причин вызывающих повреждения или недоразвития мозга, которые сказываются на недостаточность речевой деятельности, наиболее частыми являются:

  • инфекции или интоксикации матери во время беременности;
  • токсикозы;
  • родовые травмы;
  •  асфиксия;
  •  несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови;
  •  заболевания центральной нервной системы (нейроинфекции);
  •  травмы мозга в первые годы жизни ребенка.
  • Употребление алкоголя и никотина во время беременности также может привести к нарушениям, одним из которых является ОНР.
  • Большая роль в возникновении речевых нарушений принадлежит генетическим факторам, неблагоприятным условиям окружающей среды и воспитания.

 

Все эти нарушения, если их не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития: ребенок – подросток – взрослый. Ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться, и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Многолетняя практика показывает, что детей с такими нарушениями речи, при систематической работе с ними, можно вывести из этого состояния - воспитать   гармонично развитые личности.

 

 

 

Общее недоразвитие речи у детей

При наборе в группу компенсирующей направленности зачастую встречается диагноз «Общее недоразвитие речи (ОНР)». Родителям не понятно, что же он означает?

 Впервые теоретическое обоснование проблемы об­щего недоразвития речи было дано в результате много­аспектных исследований различных форм речевой па­тoлoгии у детей школьного и дошкольного возрастов, проведенных Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИИ коррекцион­ной педагогики (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.М. Каренкова, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и др.).

 

Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех ком­понентов речевой: системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллек­те. У детей с ОНР в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произно­шение и различение звуков на слух, недостаточно пол­ноценно происходит овладение системой морфем и, сле­довательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возра­стной нормы как по количественным, так и по каче­ственным показателям; оказывается недоразвитой связная речь (В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, В.П. Глухов, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). В paмках  психолого-педагогического подхода Р.Е. Левиной было выделено три уровня речевого раз­вития у детей с речевой патологией. 

1 уровень ОНР -  дети используют в основном лепетные слова, звукоподражания, отдельные существительные и глаголы  бытового содержания, обрывки лепетных предложений, звуковое оформление которых смазанно, нечетко и крайне неустойчиво. Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что дети одним названием обозначают различные предметы, объединяя их по сходству отдельных признаков («бобо» — болит, смазывать, делать укол). Вместе с тем один и тот же предмет в разных ситуациях они называют разными словами, названия действий заменяют названиями предметов («туй» — сидеть, стул,«биби» — ехать, кататься, машина). Наблюдается нестойкость в произношении звуков. В речи детей преобладают, в основном, одно-двусложные слова. При попытке воспроизвести более сложную слоговую структуру, количество слогов сокращается до двух-трех («ават» — кроватка, «амида» — пирамида). Фонематическое восприятие грубо нарушено, возникают трудности даже при отборе сходных по названию, но разных по значению слов (молоток — молоко, копает — катает — купает). Задания по звуковому анализу слов детям данного уровня непонятны.

2 уровень ОНР  характерен тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Об ограниченности словарного запаса свидетельствует незнанием многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева), посуду (блюдо, поднос, кружка), транспортные средства (вертолет, моторная лодка), детенышей животных (бельчонок, ежата, лисенок) и др. Отмечается отставание в использовании слов-признаков предметов, обозначающих форму, цвет, материал. При специальном обследовании отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм:

- замены падежных окончаний («катался гокам» — катается на горке);

- ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов («Коля питяля» — Коля писал); при изменении существительных по числам («да памидка» — две пирамидки);

- отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными («асинь адас» — красный карандаш,«асинь ета» — красная лента).

Часто предлоги, такие дети, выпускают вообще, при этом существительное употребляется в форме именительного падежа, также возможны многочисленные замены предлогов. Союзы и частицы в речи употребляются редко.

Звукопроизносительная сторона речи сильно отстает от возрастной нормы нарушено произношения большинства звуков (мягких и твердых, шипящих, свистящих, сонорных, звонких и глухих); грубо нарушена передача слов разного слогового состава. Наиболее характерно сокращение количества слогов («сковода» — сковорода), отмечаются перестановки слогов, звуков («басаги» — сапоги), замена и уподобления слогов.

 

Фонематический слух не сформирован, ребенок затрудняется правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т.д.

3 уровень ОНР - характерно недифференцированное произнесение звуков (свистящих, шипящих, аффрикат и соноров), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы.

Дети на данном этапе уже правильно употребляют простые грамматические формы, пользуются, всеми частями речи, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Они обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ.

Однако тщательное изучение состояния всех сторон речи позволяет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики. Несмотря на количественный рост словарного запаса, наблюдаются лексические ошибки:

- замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат — «часы»);

- подмена названий профессий названиями действия (балерина — «тетя танцует» и т. п.);

- замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей — «птичка»; деревья — «ёлочки»);

- взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный — «большой», короткий — «маленький»).

 

В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.

4 уровень ОНР  характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и грамматического строя. На первый взгляд ошибки кажутся несущественными, однако их совокупность ставит ребенка в затруднительное положение при обучении письму и чтению. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения очень низкая, правила грамматики не усваиваются.

учитель-логопед Агеева В.Н.

 

 Использованы материалы из книги Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. 1999г.

 

Комментарии: 0